От редакции: Социальная сеть власти


История кооператива «Озеро» была важной для своего времени, хотя и не содержала большого откровения. Ни клановость российской власти, ни ставка на сырьевые ресурсы, в общем, не новость. Но следя за назначениями и сопоставляя их с тем, что мы знали об «Озере», можно было гадать, какие именно посты для новой команды – ключевые. Впрочем, кооператив давно стал уставшей метафорой. Это было давно.

Череда блогерских расследований, касающихся дачи главы РЖД Владимира Якунина, не зря увенчалась очень читаемой публикацией «Ведомостей» о дачном поселке Акулинино в 35 км от Москвы (см. статью «На берегах Злодейки» во вчерашнем номере). Общая непрозрачность политических процессов заставляет ценить даже такие косвенные указания на то, как могут строиться клановые отношения спустя 16 лет после учреждения «Озера». Оказывается, заборы, дворцы и общие территории по-прежнему могут рассказать об элите больше, чем публичные данные. Это примерно то же, что анализировать политическую ситуацию по расстановке членов Политбюро на мавзолее Ленина (так делали иностранные советологи).

Расположение новой реинкарнации кооператива «Озеро» в 35 км от Москвы в стороне от традиционной Рублевки (сложившейся, в свою очередь, вокруг президентских резиденций Барвиха и Ново-Огарево) говорит о том, что обитатели Акулинина готовы дистанцироваться от единоличного источника влияния. Куда важнее демонстрации статуса и общества себе подобных оказывается безопасность – единственная дорога защищена блокпостом, а периметр, включая непролазные болота, окружают заборы. С другой стороны, даже дистанцируясь от других представителей элиты, начальство не мыслит себя в одиночестве.

Протесты 2012 г. обозначили, что недовольство властью носит вовсе не столь маргинальный характер, как принято было считать. Власть существует в ситуации накаляющегося общественного недоверия и раздражения, и затерянное в лесах укрепленное поселение неплохо иллюстрирует его самоощущение. Примечательна и символическая эволюция от нейтрального «озера» (его название – Комсомольское – в мифологию не вошло) до речки Злодейки.

Жизнь в России, уверенность в будущем всегда определялась в первую очередь не экономическими, политическими и тем более не глобальными процессами, а уровнем социального капитала. Несмотря на падение экономики и общественную нестабильность последних лет, россияне стали больше уверены в завтрашнем дне, потому что все больше рассчитывают на социальные связи (см. статью «Особенности российского оптимизма» в номере от 1.07.2013). Сто друзей как всегда важнее ста рублей. Жители поселка Акулинино демонстрируют, что, даже стараясь обезопасить себя от граждан и друг от друга, существовать вне клановых категорий сегодняшние начальники не в состоянии.