Статья опубликована в № 3386 от 15.07.2013 под заголовком: IPhone для всех

IPhone для всех

Принятая во всем мире схема дистрибуции iPhone не сработала в России. Apple прекращает ввозить эти смартфоны через сотовых опера­торов и договаривается о прямых поставках ритейлерам
  • Валерий Кодачигов,
  • Анастасия Голицына
Российские операторы не оправдали надежд Apple на успешные продажи iPhone
А.Житенев / РИА Новости
Доля растет. 2%

Занимали iPhone на российском рынке мобильных телефонов в первой половине 2012 г. (в натуральном выражении), подсчитал крупнейший российский сотовый ритейлер «Евросеть»

4%

Приходилось на этот аппарат в первой половине 2013 г.

Apple ведет переговоры о прямых поставках iPhone с розничными продавцами электроники, рассказали «Ведомостям» люди, близкие к трем ритейлерам. Переговоры предварительные, конкретные условия сотрудничества еще не обсуждались, добавил один из них. Другой же надеется, что прямые поставки iPhone стартуют уже к началу осени 2013 г. – это традиционное время высокого сезона в торговле.

До сих пор Apple заключила договор о дистрибуции iPhone только с одной российской розничной сетью – компанией «Связной»; кому еще она доверит ввозить iPhone в Россию, пока не решено, говорит топ-менеджер одной из дистрибуторских компаний. В конце прошлой недели этот вопрос обсуждали в лондонской штаб-квартире Apple менеджеры ее российского и европейского офисов. Не исключено, что Apple будет сама поставлять эти смартфоны в Россию, но не факт, что ей удастся полностью обеспечить спрос, рассуждает собеседник «Ведомостей». Уже несколько компаний, включая действующих дистрибуторов Apple, предложили стать ее партнерами и подготовили бизнес-планы, знает он.

Опрошенные «Ведомостями» представители розничных сетей отказались от комментариев, представитель Apple не смог прокомментировать ситуацию.

Несколько лет Apple пыталась продавать iPhone в России так, как делает это в большинстве стран – через сотовых операторов. В 2008 г. она заключила дистрибуторские соглашения с МТС, «Мегафоном» и «Вымпелкомом», разрешив им ввозить iPhone для продажи в своих салонах и для отгрузки сторонним дилерам. Соглашения предусматривали обязательства по количеству устройств, которые каждый из операторов должен был выкупить у Apple за определенный срок: в среднем речь шла об 1–1,5 млн аппаратов за два года. Но скоро стало понятно, что такого спроса на iPhone (а тем более по рекомендованным Apple ценам на уровне 30 000 руб.) в России нет и исполнить обязательства невозможно. В итоге «Мегафон» и МТС не стали продлевать контракты с Apple, а на прошлой неделе так же поступил «Вымпелком», заключивший перед этим прямое дистрибуторское соглашение с Samsung. Apple требовала, чтобы оператор вкладывал большие средства в продвижение iPhone, при том что большая часть телефонов Apple продавалась не через розничную сеть «Вымпелкома», а шла в оптовый канал, объясняет источник, близкий к оператору. Получался нерентабельный и не очень профильный бизнес.

Сеть салонов МТС не исключает подписания нового соглашения о поставках iPhone, если Apple предложит выгодные условия, говорит представитель оператора Ирина Агаркова. Для «Мегафона» возобновление контракта с Apple также вопрос условий, говорит его пресс-секретарь Юлия Дорохина.

«Связной» договорился с Apple о прямых поставках iPhone осенью 2012 г. Благодаря переходу на новую схему оборот «Связного» от продаж устройств Apple в 2012 г. утроился – во многом за счет IV квартала, передал «Ведомостям» гендиректор «Связного» Майкл Тач. Прежнюю схему, в которой были задействованы только операторы, он считает неидеальной: ритейлер зачастую получал от них товар по остаточному принципу. Переход на прямые поставки iPhone в другие розничные сети не повлияет на их продажи в «Связном», уверен он: потенциал продаж этих смартфонов еще очень велик. Розничные цены смартфонов Apple едва ли снизятся с расширением круга дистрибуторов – они уже максимально приближены к европейским, считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович.