Статья опубликована в № 3396 от 29.07.2013 под заголовком: Кадастровое подорожание

Кадастровое подорожание

Государственной думе предстоит рассмотреть проект, который может резко повысить нагрузку на недвижимость компаний: налог будет рассчитываться по кадастровой, а не балансовой стоимости. Пострадают от нововведения и офшорные схемы
  • Филипп Стеркин,
  • Полина Гриценко,
  • Лилия Бирюкова,
  • Бэла Ляув
  • / Ведомости
Региональные бюджеты надеются поправить свои дела за счет недвижимости предприятий
А. Легкий / PhotoXpress

В Госдуму внесен проект поправок в Налоговый кодекс, меняющих порядок расчета налога на недвижимость юридических лиц. Автор - член бюджетного комитета Сергей Катасонов (ЛДПР). Идентичный проект подготовил его коллега по комитету Евгений Федоров («Единая Россия», копия есть у «Ведомостей»), но в базе Госдумы этого текста пока нет. Он поступил в официальную рассылку, говорит федеральный чиновник. Получить комментарии авторов не удалось.

Сейчас налог рассчитывается по балансовой стоимости имущества с учетом амортизации. Остаточная балансовая стоимость здания в центре города или огромного торгового центра может быть нулевой или крайне низкой, говорит руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников.

В проекте предлагается с 2020 г. опираться на кадастровую оценку. Это пополнит региональные бюджеты, обещают оба автора. Кадастровая оценка недвижимости и физических, и юридических лиц проведена по всей стране, говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин, но неясно, насколько она отличается от балансовой стоимости, так как по последней нет данных. Для физлиц такое исследование проводилось (см. врез). Нет и отдельных данных о доходах от налога с недвижимости юрлиц - в статистике ФНС общие данные по всему имуществу (см. график).

Кадастровая стоимость отличается от рыночной на 10-15%, говорит председатель бюджетно-финансового комитета заксобрания Петербурга Константин Сухенко. От балансовой она может отличаться в разы, знает гендиректор Международного центра оценки Игорь Артеменков. В регионах с хорошо развитой офисно-деловой инфраструктурой поступления могут вырасти на 50%, уверены Катасонов и Федоров. Власти таких регионов и лоббируют принятие проекта, рассказывают два федеральных чиновника и человек, близкий к руководству Госдумы и Кремлю: Москвы - в первую очередь.

Налоги с коммерческой недвижимости - экономическая основа крупнейших городов мира, считает Решетников, сейчас налог на имущество организаций приносит бюджету Москвы около 90 млрд руб. в год - 7% налоговых доходов.

По проектам по-прежнему по балансовой стоимости будет рассчитываться налог с железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи. Иначе нагрузка на инфраструктуру серьезно вырастет и повлияет на тарифы, говорит Ивакин. За инфраструктуру ЖКХ заступиться некому, шутит федеральный чиновник.

А вот по офшорным схемам удар может быть нанесен уже с 2014 г. Для иностранных организаций новый порядок должен заработать с 1 января. Это деофшоризация, считает человек, близкий к руководству Госдумы и Кремлю: доходы все прячут в офшорах, а имущество не спрячешь. 70-80% рынка коммерческой недвижимости Москвы - фактически офшорные активы, знает сотрудник крупной риэлторской компании.

Особенно сильно вырастет нагрузка для иностранных компаний, которые не имеют в России постоянного представительства, отмечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: сейчас для них налог рассчитывается даже не по балансовой, а еще по более низкой инвентаризационной стоимости.

Правительство поддержало проект Катасонова, но есть и замечания. Неясно, почему налог для инфраструктуры должен исчисляться по балансовой стоимости, требует обоснования ставка (2,2%), нужно установить 2020 г. как дату вступления новых правил в силу. Но шансы на принятие проекта осенью высоки, говорит человек, близкий к руководству Госдумы и Кремлю.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать