Смена элит по-мирному

«Бобо в раю» Дэвида Брукса переведена на русский через тринадцать лет после выхода в США. За это время и у нас сформировалась новая элита

В одной из глав «Бобо в раю. Откуда берется новая элита» Дэвид Брукс советует гипотетической интеллектуалке, решившей написать ради карьеры книгу, озаботиться тремя вещами (кроме главного - решить, кто ее будет рекламировать): издательством, названием и фразой, которая врежется читателю в память. Книга Брукса, вышедшая в 2000 году, имела успех и до сих пор держится в памяти благодаря названию.

Слово «бобо» - сокращение от bourgeois bohemians, богемные буржуа - вошло в обиход и по сей день верно служит для впервые описанной Бруксом общности - новой элиты, достигшей жизненного и финансового успеха благодаря образованию и интеллекту. А не наследованию фамильного капитала и семейным связям, как это было у элиты прежней - белых англосаксов-протестантов. Бобо - результат компромисса между богемой и буржуазией.

Брукс, успешный журналист, подробно описывает новую элиту, к который и сам себя относит. Главы книги посвящены ее возвышению (в частности, благодаря доходности наукоемких сфер деятельности), отношению к работе (не самоцель, а повод для развития личности), манере потребления (не показного, а творческого), интеллектуальной жизни (интеллектуалы перестали быть замкнутой группой высоколобых, они ищут популярности). Что касается удовольствий, то тут никаких нездоровых излишеств: «Бобо чаще обмениваются визитками, чем впечатлениями о разгульной ночи». Ну и обязательны духовные искания - грандиозное попурри из религий, суть которого в «духовности без обязательств», крайностей и страстности. В области политики бобо также предпочитают «совмещение разных подходов».

Беглый пересказ не дает представления об обаянии Брукса, его умении подмечать мелочи - в остроумных наблюдениях над бобо, в иронично-любовных описаниях их тяги к комфорту и компромиссу. Благодаря этим тонкостям и подробностям радость от узнавания в американской новой элите представителей русского образованного, креативного, класса - почти полная. Есть лишь одно различие - у нас этот класс элитой не признают.

Десять лет назад, рассказывая о книге Брукса, Максим Трудолюбов (см. «Ведомости» от 17.01.2003) отечественного аналога бобо не находил: «Российские новые люди формировались во времена первоначального накопления капитала, т. е. получили доступ к деньгам сразу», а не сформировались благодаря интеллекту и образованию. Сегодня российские бобо, обеспечившие себе материальное благополучие в сфере информационных технологий, рекламы, дизайна, средств массовой информации, не только существуют, но и заявляют о себе как общности. Прежде всего в противостоянии власти, которая не считается с их требованиями честного соблюдения правил общественной и политической жизни. Но пытаться игнорировать новую элиту бесполезно, мир развивается так, что за ней - будущее.

Бобо в раю. Откуда берется новая элита. Дэвид Брукс. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013