Статья опубликована в № 3400 от 02.08.2013 под заголовком: Юрию Чайке дорого летать

Юрию Чайке дорого летать

Генеральный прокурор пожаловался председателю правительства на цену авиабилетов в России. Виноваты авиакомпании, считает Юрий Чайка: они навязывают услуги
Юрий Чайка
М. Стулов / Ведомости

Авиакомпании умело используют устаревшие нормативные акты - такое объяснение высоким ценам дает Чайка (его письмо Дмитрию Медведеву от 18 июля есть в распоряжении «Ведомостей»). «Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса <...> В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза», - жалуется генпрокурор премьеру. Количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются. Такая ситуация сложилась на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь», «Татарстан» и «Ак барс аэро» на рейсах из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск, перечисляет он.

Все это результат того, что в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992-1993 гг.). Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания - «Аэрофлот», и не содержат механизмов рыночного регулирования, считает Чайка. По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиакомпании также компенсируют за счет других пассажиров, например, предоставление скидок детям до 12 лет в период летних каникул.

Не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе, жалуется Чайка. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза. Генпрокурор просит премьера поручить Минтрансу с участием заинтересованных органов принять комплекс мер (нормативно-правового характера), направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова подтвердила, что письмо получено и по нему «готовится поручение [вице-премьера Аркадия] Дворковича».

Топ-менеджер крупной авиакомпании говорит, что прибыль в 20%, которую приписывают перевозчикам, - «даже не мечты, а грезы». Если мы установим рентабельность на уровне 20%, то билеты подорожают на 18%, добавляет он. Его коллега из другой авиакомпании, входящей в топ-5, продолжает: «В письме совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс».

«Европейские рейсы рентабельны. Но на большинстве внутренних рейсов, где НДС - 18%, дорогое аэропортовое обслуживание, топливо - до 40% в стоимости авиабилета, перевозчики летают в убыток. Издержки перекладывают на другие популярные направления, - объясняет главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. - Работа перевозчика - тонкий механизм. Например, чтобы установить конкурентную цену в экономклассе, авиакомпании повышают цену в бизнес-классе. Прибыль от высокого летнего сезона дотирует перевозки в низкий сезон, поэтому билеты летом дороже. Что касается прибыли, то согласно подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта в среднем она составляет 0,6%», - резюмирует Синицкий.

Представители крупнейших российских авиакомпаний - «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Ютэйр» - от комментариев отказались.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать