При чем здесь Владимир Якунин

Президент РЖД Владимир Якунин напрямую не участвует в бизнесе порта Усть-Луга. Зато вокруг этого бизнеса - сплошные его друзья и советники
Е. Кузьмина/ Ведомости

46,6

млн т - грузооборот в 2012 г.

170

млн т - проектная мощность

Как все начиналось

Вкладчикам, обменявшим приватизационные ваучеры на акции компании, созданной для финансирования порта Усть-Луга, на память остались вот такие бумаги

Советник президента

Сергей Орлов рассказал, как ему работалось с Владимиром и Андреем Якуниными.. «С Владимиром Ивановичем Якуниным я знаком более 15 лет со времени совместной работы в Петербурге в совете директоров крупной компании. В 2003 г. я представлял один из банков (Орлов в тот период был советником правления «Еврофинанс моснарбанка»), который консультировал Министерство путей сообщения (МПС) - готовилась модель функционирования казначейства и инвестиционного департамента будущей РЖД. На этой работе я сблизился со многими руководителями и Транскредитбанка, и МПС. Здесь я снова вступил в рабочее взаимодействие с Владимиром Ивановичем, курировавшим от МПС вопросы реформирования отрасли», - рассказал Орлов. По его словам, с 2003 г. он консультировал также руководство Транскредитбанка и позднее представлял интересы банка в советах директоров обществ, которые банк кредитовал или в которые инвестировал. В том числе в «Компании Усть-Луга», в ПФГ «Росвагонмаш» (сейчас «Торговый дом РЖД») и на Тверском вагоностроительном заводе. «Владимир Иванович, возглавлявший тогда совет директоров банка, предложил мне в 2005-2006 гг. стать его советником на общественных началах и его советником в РЖД. С этого времени я неоднократно избирался в советы директоров также и ряда дочерних обществ РЖД, кредитовавшихся Транскредитбанком. В целом я почти 20 лет занимаюсь тем, что сейчас называют работой профессионального директора в совете директоров акционерных обществ», - продолжает Орлов. С сыном Якунина Андреем Орлов знаком больше 10 лет. «Занимаясь в начале 2000-х частной юридической практикой, я в том числе консультировал руководство гостиницы «Прибалтийская», позднее работал там же в совете директоров, где и познакомился с Андреем Якуниным. Позднее Андрей вплотную занялся другим крупным гостиничным проектом и предложил мне работу в совете директоров этого проекта», - вспоминает Орлов. Орлов и Якунин-младший были деловыми партнерами. «Наша с ним работа подвела к идее сформировать инвестиционное партнерство, нацеленное на привлечение инвестиций в гостиничный сектор и оказывающее услуги по проектному менеджменту. Мы создали такое партнерство, становлением офиса которого я несколько лет занимался». В сентябре 2007 г. Орлов возглавил представительство компании Venture Investments & Yield Management Андрея Якунина. «Но после кризиса, к концу 2009 г., наши взгляды с Андреем на перспективы развития партнерства в России разошлись, и я покинул партнерство». А в 2011 г. Орлов выкупил акции инвестиционной группы «Росвагонмаш», которой до того владел Транскредитбанк - РЖД как раз продавала этот банк ВТБ. «Работая советником президента Транскредитбанка, с 2006 г. я возглавлял совет директоров ИГ «Росвагонмаш», представляя там интересы банка. В 2011 г. я выкупил принадлежавшие Транскредитбанку акции ИГ «Росвагонмаш», после того как новый собственник банка потерял интерес к этому активу». Орлов подчеркивает, что никогда не получал от РЖД денежного вознаграждения. Фонд под управлением «УК РВМ капитал» инвестировал и в проект гостиничной сети Андрея Якунина. «Этот фонд был сформирован задолго до того, как я возглавил «УК РВМ капитал». Им второй год управляет другая компания», - заявил Орлов. Он отказался комментировать деятельность фонда, сославшись еще и на то, что закон ограничивает раскрытие информации по фондам квалифицированных инвесторов.

Порт Усть-Луга начался с авантюры. В начале 1990-х идея построить порт в Лужской губе Финского залива (хотя ее никак нельзя назвать новой) пришла в голову петербургскому предпринимателю Илье Баскину. «Баскин тогда был великим человеком, вхожим в любые кабинеты. Занимался апатитами, фосфоритами, какими-то вертолетными компаниями и даже спутниками в Сиэтле. Маргарет Тэтчер, когда приезжала в Петербург, с ним встречалась. А еще он пригласил главную героиню популярного в то время сериала «Рабыня Изаура» и ходил с ней под ручку по Невскому. Женщины аплодировали!» - вспоминает знакомый Баскина. Окажись рядом с ним сильные менеджеры, он стал бы богатейшим человеком, считает собеседник «Ведомостей»: «Было в нем что-то авантюристическое. Он генерировал шикарные идеи и любил их обсуждать, но почти ни одной не довел до конца».

В начале 1990-х мысль о строительстве нового порта казалась фантастикой. «Государство было нищее, Минтранс не хотел копать болото с лягушками, а бизнес не решался вкладываться без гарантий», - рассказывает бывший сотрудник порта.

Но Баскин энергично взялся за дело. Он создал АООТ «Порт-инвест» и стал менять его акции на ваучеры - как раз шла чубайсовская приватизация. Баскин возглавил совет директоров созданного в 1992 г. ОАО «Компания Усть-Луга», которое стало впоследствии заказчиком-застройщиком порта. Бизнесмен был контрольным акционером, в партнерах у него состояли Леноблимущество и Октябрьская железная дорога.

Как пришел Валерий Израйлит

Вскоре у «Компании Усть-Луга» появился еще один совладелец - петербургский девелопер Валерий Израйлит. Произошло это, по воспоминаниям знакомого Баскина, так: один из объектов Израйлита располагался рядом со знаменитым Фрунзенским универмагом, принадлежавшим в то время Баскину. Здание магазина пострадало от пожара, и Израйлит решил поучаствовать в реконструкции, выделив Баскину какие-то деньги на ремонт. «Прошло время - ни денег, ни ремонта. Израйлит пришел к Баскину с вопросами, а тот говорит, что универмаг - ерунда, а вот есть настоящий проект: порт Усть-Луга. И повез Израйлита смотреть на месте», - рассказывает знакомый Баскина.

«Приехали, а там как будто тунгусский метеорит упал: деревья повалены, земля разворочена, в залив вынесена песчаная насыпь и около нее какие-то несчастные лебеди плавают, - вспоминает сам Израйлит. - Баскин описал проект с размахом: нужно всего $20 млн - и будет порт. Я, конечно, тогда ни на что не согласился. Но спустя два-три месяца понял, что ничего, кроме этого, не получу».

Так Израйлит взялся за проект и привлек к нему полезных знакомых - в частности, бывшего вице-премьера Альфреда Коха. Кох подтвердил «Ведомостям», что его привел Израйлит и что он получил около 20% «Компании Усть-Луга» и место в совете директоров.

«Взялся - а там долги перед проектировщиками, перед строителями, - вспоминает Израйлит. - Проверки, прокуратура. Уже идет банкротство. Собрали людей, говорим: давайте попробуем поработать дальше. Шум, гам, «хотим идти в суд». Ну и что, спрашиваю, получите, если все это обанкротится? Постепенно начали выплачивать долги по зарплатам, съездил в США, посмотрел, как там реализуют такие проекты».

По мере развития проекта доля Баскина переходила к новым участникам; к 2001 г. он полностью вышел из проекта. Примерно половина компании за долги Баскина досталась Израйлиту с партнерами, рассказывает знакомый последнего.

АООТ «Порт-инвест» приказало долго жить. Отделение ФСФР в Северо-Западном округе на своем сайте сообщает, что «в декабре 2004 г. прокуратурой Ленинградской области было возбуждено уголовное дело». Но «ни по одному из адресов АООТ «Порт-инвест» не обнаружено», и сведений в госреестре о нем нет.

Как пришел Владимир Якунин

Вместо Баскина председателем совета директоров «Компании Усть-Луга» в октябре 1999 г. стал Владимир Якунин. В то время он возглавлял Северо-Западную окружную инспекцию Главного контрольно-ревизионного управления президента РФ. А гендиректором «Компании Усть-Луга» стал Израйлит.

Как Якунин оказался в Усть-Луге? Дело в том, рассказывают его знакомые, что какие-то небольшие бюджетные деньги шли в Усть-Лугу уже тогда и он проверял, как эти деньги расходуются. «По этому поводу инспектора составили неприятную справку. У Якунина возникло напряжение с тогдашним губернатором Ленинградской области. И тот сказал Якунину: если ты такой активный - иди в совет директоров компании. Якунин и пошел», - вспоминает его знакомый.

Интерес был взаимным, уверяет он: Усть-Луге нужно было привлечь к порту внимание государственных «тяжеловесов», а Якунин верил, что государству такой порт нужен, хотя в Минтрансе, например, некоторые считали, что в Усть-Луге можно только закапывать деньги.

Кроме того, продолжает собеседник «Ведомостей», Израйлита с Якуниным связывают дружба и религия: они вместе помогли возвести храм в Усть-Луге, а в Италии благодаря им одна небольшая церковь стала действующей. Якунин и Израйлит «давно знакомы» и президент РЖД «высоко оценивает его профессиональные качества», подтвердил представитель РЖД.

Проект строительства порта с мертвой точки сдвинул не Якунин, а Израйлит, убежден Кох: «90% в проекте - это его заслуга. Государственного финансирования на тот момент не было. Мы все развивали сами: искали подрядчика, проводили электричество, закупали рельсы, строили подстанцию и железную дорогу».

«Деньги были почти исключительно частные и заемные. Когда Израйлит пришел в порт, было только название, а так - кусок земли и несколько утвержденных государством решений», - рассказывает бывший владелец «Абсолют банка» Александр Светаков. Его банк обслуживал проект с 2000 г. и к 2006 г. собрал 16,66% в «Компании Усть-Луга».

Государство не интересовалось портом, пока «он был на уровне просеки в лесу, - вспоминает Кох. - Якунин начал серьезно участвовать, когда проект обрел более или менее понятную форму».

Якунин оставался председателем совета директоров до конца 2005 г.

Как пришли государственные деньги

В 2002 г. «Компания Усть-Луга» подписала соглашение с Минтрансом, Министерством путей сообщения и Ленинградской областью, а еще через год - с Минимуществом. Это позволило компании стать полноценным заказчиком-застройщиком порта и координировать все работы, что, в свою очередь, сделало ситуацию предсказуемой для частных инвесторов. В проект поверили серьезные люди - сегодня свои терминалы в Усть-Луге есть у Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона, Александра Жукова, Искандера Махмудова, Владимира Лисина и др. (см. схему). Израйлит говорит, что это он впервые употребил термин «частно-государственное партнерство», когда представлял свой проект чиновникам.

Стабильное государственное финансирование Усть-Луга получила в середине 2000-х. За 2006-2012 гг. на развитие портовой инфраструктуры из федерального бюджета выделено 18,5 млрд руб., а на 2013-2020 гг. предусмотрено еще 17,7 млрд руб., сообщил представитель Минтранса.

Из отчета «Компании Усть-Луга» следует, что до конца 2012 г. государство из федерального бюджета вложило в проект 21,6 млрд руб., частные инвесторы - 120,6 млрд руб., а РЖД, устраивающая железнодорожные подходы к порту, - 64,4 млрд руб. Итого более 200 млрд руб., подытоживает Израйлит.

Государству в «Компании Усть-Луга» принадлежит 20,99% (владелец - Леноблимущество), РЖД - 7,15%, всего выходит 28%. У кого же остальное? И кто контролирует подрядчиков, осваивающих в порту государственные деньги? В поисках ответов на эти вопросы «Ведомости» составили схему (см. стр. 21).

След Валерия Израйлита

Одним из бенефициаров «Компании Усть-Луга» называют Израйлита. Кох говорит, что продал свои 20% именно ему. Израйлит признает, что у него и топ-менеджеров компании есть доля, но размер ее не называет.

Знакомый Израйлита полагает, что тот был связан с петербургским ЗАО «Новые ресурсы», которое владеет 16,82% «Компании Усть-Луга» (здесь и ниже данные по долям приведены на IV квартал 2009 г., в более свежих отчетах компании доли не раскрываются). Это ЗАО располагалось по одному адресу, имело один телефон гендиректора и основного владельца с теперь уже ликвидированным ООО «Компания Новые ресурсы» (здесь и ниже - данные СПАРК и других реестров). Долей в 0,1% в «Компании Новые ресурсы» владел Марк Израйлит - сын Валерия Израйлита.

След партнера Андрея Якунина

23,06% в «Компании Усть-Луга» владеет лихтенштейнская Investport Holding Establishment. Эта же компания через кипрскую Longsound Investments владела миноритарной долей в петербургском «Росрегионпроект девелопменте», который занимался проектом застройки территории станции Московская-Товарная в Петербурге. Гендиректор «Росрегионпроект девелопмента» - Валентин Чимпоакэ.

Чимпоакэ - давний знакомый и партнер сына Якунина Андрея. Они вместе работали в петербургской гостинице «Прибалтийская»: Якунин был гендиректором, Чимпоакэ - председателем совета директоров. Основным владельцем «Росрегионпроект девелопмента» Чимпоакэ и «Региональной гостиничной сети» Якунина была одна и та же кипрская Rosregionproject. Якунин говорит, что «любые измышления о том, что у него есть или были права владения или требования к Rosregionproject, являются голословными и ничем не подкрепленными заявлениями, которые он не видит смысла ни комментировать, ни опровергать».

Он также отметил, что не понимает, почему может возникнуть мнение, что он должен знать, кто стоит за Investport, так как «не сотрудничает с данной компанией». Следует ли это понимать так, что эти компании имеют отношение к его бывшему партнеру? Чимпоакэ не ответил на вопросы «Ведомостей». Раньше он был связан с портом: в 2006 г. входил в совет директоров компании Александра Жукова, которая строила серный терминал.

Владимир Якунин не имеет отношения к Investport, сообщил представитель РЖД.

След советника Владимира Якунина

20,28% «Компании Усть-Луга» принадлежит паевому фонду, которым управляет ЗАО «УК РВМ капитал». Эта компания входит в ИГ «Росвагонмаш». Крупнейший владелец ИГ «Росвагонмаш» - советник Якунина Сергей Орлов (об истории их взаимоотношений см. врез). Он говорит, что в 2011 г. выкупил акции группы у Транскредитбанка (РЖД тогда же продала сам банк ВТБ).

Владеть и управлять - разные вещи, прибыль получают пайщики фондов, подчеркивает Орлов. Кто эти пайщики, он не говорит.

След еще одного советника Владимира Якунина

Проектировщик предпортовой станции Лужская, железнодорожных подходов к портам и ветки на Ивангород, а также автомобильных дорог - ОАО «Ленгипротранс» может быть связано с советником президента РЖД Андреем Крапивиным. Его Якунин-старший называл старым знакомым, «бизнесменом и советником на общественных началах».

Крапивину принадлежит 32,55% Интерпрогрессбанка, чуть меньшие доли в банке у его партнеров - Бориса Ушеровича и Валерия Маркелова.

Сын Крапивина Алексей, Ушерович, Маркелов и партнер Крапивина по «Ортига-групп» Алексей Пугачев составляют большинство в совете директоров «Ленгипротранса». Из отчета проектировщика следует, что в 2008-2011 гг. 61,4% его акций было под управлением «УК РВМ капитал».

«Ленгипротранс», Интерпрогрессбанк и Крапивин не ответили на запрос «Ведомостей».

След партнеров Валерия Израйлита

«Компания Усть-Луга» руководит процессом, но государственные деньги через нее не проходят. Подрядчики получают контракты на дноуглубление, проектирование и строительство объектов порта от государства. Когда-то эти подрядчики принадлежали «Компании Усть-Луга». Но в середине 2000-х, когда пошли деньги, компания их продала.

«Компания Усть-Луга» не могла быть одновременно и заказчиком-застройщиком, и владельцем подрядчиков - это создавало конфликт: не могли же мы сами себя проверять. Сделки были рыночные», - объясняет Израйлит. По его словам, эти подрядчики в итоге освоили около 30 млрд из 200 млрд руб.

Основным владельцем крупнейших подрядчиков стала люксембургская International Ressources. Израйлит говорит, что это фирма его бывших партнеров, которые давно занимаются дноуглубительными работами: «Это два прибалтийских бизнесмена, которые работали и в других портах. Они инвестировали большие деньги в дноуглубительный флот и платили налоги здесь, поскольку владеют российскими компаниями».

International Ressources расположена по одному адресу, имеет общих директоров и одного номинального владельца еще с одной люксембургской фирмой - International Marketing Investments. По словам Израйлита, это компания тех же прибалтов. Ей принадлежит 26% в ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга», которое является оператором автомобильного терминала «Юг-2» и автомобильно-железнодорожного паромного комплекса.

След партнера Владимира Якунина по охоте

Среди подрядчиков, которые занимаются обустройством железнодорожных подходов к порту Усть-Луга, есть структуры партнера президента РЖД по охоте - петербургского предпринимателя Владимира Васильева. Якунин и Васильев с 2007 г. являются учредителями охотхозяйства в Ленинградской области - ООО «Настоящая охота».

Якунин рассказывал «Ведомостям», что с Васильевым познакомился за 10 лет до того, как пришел в РЖД, - тот работал в фирме, которая строила Якунину дом. Фирма подвела, а Васильев исправлял недоделки, и «отношения переросли в дружеские».

В 2011 г. Васильев стал владельцем подрядчика РЖД - группы «Финпром». Крупнейший заказ «Финпрома» - оборудование железнодорожных подходов к порту Усть-Луга, а именно освещение станций, тяговые, питающие подстанции, и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива.

«Рассуждения вроде того, что если люди вместе охотятся, то они вместе делят прибыли от поставки чего-то там РЖД, просто глупы и несостоятельны, - говорил Якунин «Ведомостям». - Моим друзьям, напротив, только сложнее из-за всего этого. Приходится не только на молоко - на воду дуть, чтобы они ни меня, ни себя не скомпрометировали».

Андрей Якунин объяснил, что петербургский деловой круг довольно мал и, учитывая «правило двух рукопожатий», в нем все знают друг друга, но делать из этого выводы о взаимосвязи бизнесов, о покровительстве или о том, что его деловые интересы каким-то образом распространяются на порт Усть-Луга, некорректно.

Алексей Навальный и схема бизнесов в в Усть-Луге

Внимание к структуре владения ОАО «Компания Усть-Луга» привлек Алексей Навальный, за день до приговора по делу «Кировлеса», опубликовав в своем блоге схему бизнесов, по его мнению, имеющих отношение к сыну президента РЖД Владимира Якунина и советнику президента РЖД. Навальный в блоге приводит слова Владимира Путина о том, что России нужна система мер по «деофшоризации» экономики, и предлагает сравнить это заявление со схемой. Вот как ответил на просьбу прокомментировать схему представитель Venture Investments & Yield Management Андрея Якунина: «Инвестиционное партнерство VIYM со времени своего основания долгосрочно сотрудничает с ведущими международными компаниями, профессиональными инвесторами, гостиничными операторами, банками, аудиторами и государственными агентствами. Многие из них, такие как Сбербанк, ВТБ, Intercontinental Hotel Group, Rezidor, являются публичными компаниями и регулярно проводят сompliance и due diligence своих партнеров по своей деятельности в соответствии с требованиями международных регуляторов рынка. В их число входят также российские и иностранные государственные агентства, такие как Export Development Canada, Hermesdeckung, Инвестиционно-венчурный фонд республики Татарстан, которые законодательно обязаны проводить аудит деловой репутации своих партнеров перед началом сотрудничества. Некоторые из них, учитывая наш опыт и деловую репутацию, доверяют нам настолько, что привлекают нас к своим первым проектам на российском рынке, таким как первый отель Four Seasons Hotels & Resorts в стране или стратегический договор на развитие сети отелей Holiday Inn Express <...> В такой ситуации мы не видим рациональных оснований, почему мы должны вовлекаться в непрофессиональный диалог и комментировать спекулятивную компиляцию открытой информации с заведомо политической подоплекой, нацеленную на агитацию широких аудиторий, которая, как очевидно профессиональным пользователям информации, не имеет к нашей деятельности никакого отношения». «На ваш вопрос о раскрытии информации о владельцах «Компании Усть-Луга» хотелось бы отметить, что РЖД действует в строгом соответствии с российским законодательством. Остальные вопросы не относятся к деятельности РЖД», - заявил «Ведомостям» представитель Владимира Якунина. Как менялись хозяева у подрядчиков Усть-Луги После того как с середины 2000-х в Усть-Лугу пошли серьезные государственные деньги, изменились владельцы подрядных организаций, которые раньше принадлежали «Компании Усть-Луга». ОАО «Промышленно-строительное товарищество» (ПСТ) до 2006 г. на 60% принадлежало дочерней структуре «Компании Усть-Луга». В конце 2006 г. 80% ПСТ перешли люксембургской International Ressources. За 2008-2012 гг. ПСТ получила госконтракты на 7,28 млрд руб., связанные со строительством и разработкой документации автомобильно-железнодорожного паромного комплекса и многопрофильного перегрузочного комплекса ЮГ-2 порта Усть-Луга, а также возведением гидротехнических сооружений и формированием акватории. Выручка ПСТ с 2008 по 2012 г. составила больше 8 млрд руб. Северная дноуглубительная компания (СДК), принадлежавшая ПСТ, вместе с ней отошла International Ressources, а затем в 2012 г. стала напрямую и полностью принадлежать этой люксембургской фирме. В 2008-2012 гг. объем госконтрактов СДК, связанных с дноуглубительными работами и формированием акватории Усть-Луга, составил 8,3 млрд руб. Ее выручка за эти годы - 12,79 млрд руб. Усть-Лужская проектно-инжиниринговая компания (УЛПИК) - подрядчик строительства общепортовой инфраструктуры, в 2007 г. перестала относиться к активам «Компании Усть-Луга». 25,01% УЛПИК достались люксембургской International Marketing Investments (имеет общий адрес и владельца с International Ressources), а впоследствии 74% - отколовшейся ранее ПСТ. Данных о госконтрактах УЛПИК в СПАРК нет, но выручка компании с 2009 по 2012 г. составила 15,58 млрд руб. «База управления ресурсами» (БУР), у которой есть растворо-бетонный завод с передвижной электростанцией и склад стройматериалов вблизи порта Усть-Луги, полностью принадлежала «Компании Усть-Луга». А в 2011 г. и она отошла ПСТ, а через год все 100% в ней получила люксембургская International Ressources. Так образовался холдинг «Промышленно-строительное товарищество», в который входят подрядчики строительства порта. Председатель совета директоров «Компании Усть-Луга» Валерий Израйлит говорит, что компания продала подрядные организации как непрофильные активы по рыночной цене и что сделки были одобрены ее советом директоров. Прошлое Ильи Баскина Петербургский предприниматель Илья Баскин, который в начале 1990-х возродил идею строительства порта Усть-Луга, был, как говорят его знакомые, «вхож в любые кабинеты». Например, Баскин партнерствовал с бывшим первым секретарем Ленинградского обкома КПСС Борисом Гидасповым в компаниях «Технохимимпекс» и «Технохим». Благодаря Гидаспову в июне 1990 г. возник банк «Россия», получивший первые 50 млн руб. на депозиты из резервного фонда компартии, а позже, в 1991 г., доставшийся Юрию Ковальчуку и другим знакомым Владимира Путина. Во времена работы в «Компании Усть-Луга» Баскин был совладельцем в петербургском Порт-банке вместе с Владиславом Резником (нынешним депутатом Госдумы) и его страховым обществом «Русь». Сейчас Порт-банк называется Констанс-банк и принадлежит ОАО «Талион» Якова Барского и Александра Ебралидзе. Были ли Андрей Якунин и Валерий Израйлит партнерами? Знакомый председателя совета директоров «Компании Усть-Луга» Валерия Израйлита полагает, что тот может иметь отношение к кипрской Quetar Consultants (ей в 2003-2006 гг. принадлежало 16,57% «Компании Усть-Луга») и являться партнером Андрея Якунина, который привлекает финансы в проект Honkanova Concept Residence - строительство комплекса деревянных финских домов бизнес-класса в поселке Солнечное Курортного района Петербурга в 300 м от Финского залива. «Бесконечная гладь воды, золотые пляжи побережья - все это рядом, в пяти минутах ходьбы», - говорится на сайте проекта. У Quetar доля в кипрской фирме Antalon, которая владеет ООО «Солнечное пропертиз», - фирме, занимавшейся решением земельных вопросов для этого проекта. Андрей Якунин подтвердил, что участвует в проекте, он также сказал, что знаком с Израйлитом, но не раскрыл, кто стоит за Quetar. Сам Израйлит утверждает, что не имеет отношения к Quetar и что его «инвестиции» в Honka ограничивались покупкой дома в одном из других поселков компании.