Отожми мобилку

На экраны выходит «Паранойя» (Paranoia) - голливудский триллер о производстве смартфонов и о том, что промышленный шпионаж трагически несовместим с нравственным законом внутри нас
Триллер «Паранойя» проникнут ощущением слежки: никогда нельзя остаться с собеседником наедине/ outnow.ch

Двадцатитрехлетний австралийский актер Лиам Хемсворт, как и его старший брат Крис Хемсворт, был вполне к месту в детских фильмах (Лиам играл в «Голодных играх», Крис - в «Торе» и «Мстителях»). В фильме без экшна и спецэффектов Лиам производит скорее удручающее впечатление. Главная беда в том, что в «Паранойе» парню приходится сталкиваться с великим Гэри Олдменом и голливудским тяжеловесом Харрисоном Фордом - и это, конечно, полный кирдык: на их фоне Лиам выглядит если не фотомоделью из рекламы шампуня, то уж точно не актером, способным тянуть на себе целый фильм.

С другой стороны, сильно напрягаться от Хемсворта никто и не требует: его герой Адам Кэссиди - простой парень из пригорода, способный на первом свидании спьяну потчевать девушку картошкой фри. Правда, он еще и специалист по мобильной связи, работающий в крупной компании. В какой-то момент президент, крысоподобный Николас Уайатт (Олдмен), выгоняет его вместе с друзьями на улицу - и Адам с горя идет в бар, где пьет водку и шампанское на $16 000, расплачиваясь при этом корпоративной карточкой. На следующее утро эти 16 000 ему отольются горькими слезами: придется вновь встретиться с президентом корпорации, а также с сотрудниками службы безопасности и специально обученной женщиной-психологом. Они ставят бедняге Адаму ультиматум: либо ты, милок, за растрату отправишься в тюрьму, либо выполнишь для нас особо важное задание.

Заключается оно в следующем: надо внедриться в корпорацию, которой руководит Джок Годдард (обритый наголо Форд), бывший друг, а ныне злейший враг Уайатта, его невероятно успешный конкурент. Они готовятся вывести на рынок гибкий суперсмартфон, который произведет революцию в умах потребителей. Нужно добыть всю информацию о гаджете, а желательно и один его экземплярчик. В обмен - роскошная квартира и гонорар, на который в ночном клубе можно выпить много-много цистерн шампанского Dom Perignon. Кроме того, можно наконец вылечить больного отца, с виду напоминающего червивый гриб моховик.

Адам соглашается и покорно идет устраиваться на новую работу, где сражает всех свежей великолепной идеей: надо создать смартфоны, которые позволяли бы нескольким друзьям постоянно следить друг за другом. Не просто переписываться, как в фейсбуке, а контролировать каждый шаг и писк приятеля. Например - убийственный довод, - такие смартфоны могли бы использовать спецназовцы, штурмующие какой-нибудь темный многоэтажный дом: они сразу увидят, где свои и где чужие, и своего нипочем уже случайно не подстрелят. (Вероятно, парень считает, что спецназовец, сжимающий двумя руками автомат, третьей будет постоянно лазать в карман за мобильником и смотреть на экранчик, а в редкие моменты затишья, может, даже и бросать эсэмэски.)

Как ни странно, идея нашего валенка проходит на ура, его берут, и Годдард начинает то изливать ему душу, то звать на приемы в своем особняке. Адам и не подозревает (еще бы он подозревал с его-то устройством головного мозга), что оба магната, и герой Олдмена, и герой Форда, весьма коварны!

Естественно, оба эти персонажа напоминают Билла Гейтса и Стива Джобса, причем авторы скорее на стороне Джобса, представленного в виде лысого Форда: недаром продукция Apple появляется на экране так же часто, как майонез Calvé у Тимура Бекмамбетова. Экранные встречи Олдмена и Форда и их споры («А я круче тебя!» - «Но вся твоя крутизна - результат процессора, который я создал!») - практически единственное, что есть по-настоящему хорошего в «Паранойе». Кстати, вопреки звучному названию паранойей в фильме не страдает никто: это у зрителя авторы надеются вызвать кратковременный ее приступ. Весь фильм они стращают зашедшего в кинотеатр человека тем, что за ним и так постоянно следят, а в будущем будут следить еще тщательнее; учат, что мобильники надо не просто выключать, а обязательно вынимать аккумулятор, иначе Гэри Олдмен тебя выследит, поймает и съест.

Но в первую очередь «Паранойя» - нравоучительная сказочка про то, что друзей предавать нельзя, любимую девушку обманывать нехорошо, счастье не в количестве денег, а в осознании того, что заработал ты их честно. И самая главная мысль - если видишь что-то нехорошее, надо не играть с огнем, а немедленно сообщать в соответствующие органы (т. е. в ФБР). Увы, несмотря на прогресс и невероятные достижения человечества в искусстве слежки, никакая техника еще не в силах заменить живого, молодого и бодрого простачка-доносчика.