Интернет слушает

Легальный рынок цифровой музыки в России в разы меньше нелегального. Но он растет усилиями компаний вроде Apple, чей сервис iTunes за полгода захватил треть рынка музыки в рунете
Apple iTunes стал драйвером российского рынка цифровой музыки/ Fotolia/ PhotoXpress

Аналитическая компания AC&M-Consulting подсчитала для «Ведомостей» объем легальных продаж цифровой музыки за последние два года и доли основных участников этого рынка в России. Получилось, что в 2012 г. в нашей стране было продано музыки в цифровом формате на 14,99 млрд руб. и большую часть этих денег - 11,8 млрд руб. - поделили контент-провайдеры и сотовые операторы, продающие мелодии, которые люди устанавливают на свои мобильные телефоны взамен гудков (услуга Ring Back Tone, RBT). Еще около 2,6 млрд руб. принесла продажа музыки через другие мобильные каналы (рингтоны, mp3) и лишь 593 млн руб. - музыкальные интернет-сервисы (включая их мобильные версии). Эти данные учитывают весь оборот по музыкальным сервисам, включая комиссии операторам, агрегаторам и т. п.

Также в топ-3 по продажам музыки в рунете входят «Яндекс.Музыка» (мобильное приложение) и Trava.ru «Мегафона». Вместе они занимают, по оценке AC&M-Consulting, 45-50% рынка. Еще около 20% - все остальные интернет-сервисы.

Продажи музыки в интернете в абсолютных цифрах самые скромные, но темпы их роста самые высокие, говорит партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. За первую половину 2013 г. рунет-сервисы заработали уже 808 млн руб., а по итогам всего 2013 года продажи музыки в рунете утроятся до 1,8 млрд руб., прогнозирует Панкратова. Тогда как продажи RBT и рингтонов, напротив, будут снижаться (см. график на стр. В4). Это означает, что люди постепенно прекращают покупать музыку у операторов и контент-провайдеров и переходят на интернет-сервисы, объясняет она.

iTunes - чемпион

Большая часть музыки в рунете продается через магазин iTunes от Apple: на него приходится 30-35% всего музыкального интернет-рынка в России, оценивает Панкратова. iTunes заработал в России недавно и, по сути, именно он стал в этом году основным драйвером развития этого рынка, говорит она. Стремясь продавать больше музыки и другого контента, Apple запустила в России партнерскую программу: владельцы сайтов могут размещать на них ссылки на контент в iTunes и получать отчисления от его продаж.

Если опираться на данные AC&M-Consulting, получается, что в первом полугодии iTunes мог заработать в России 242-283 млн руб., а по итогам 2013 г. продажи этого интернет-магазина могут составить 544-634 млн руб. «Яндекс.Музыка» и «Трава» могли заработать в первом полугодии 364-404 млн руб. на двоих, а в 2013 г. их выручка может достигнуть 815-906 млн руб.

За полгода iTunes действительно стал драйвером рынка: до конца года общий объем продаж музыки в этом сервисе может составить 500 млн руб., считает гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. Российские пользователи уже доверяют покупкам в AppStore, iTunes и Google Play, теперь важно предложить им способы оплаты контента, альтернативные кредитным картам. Несомненно, iTunes задает ориентир для развития, попутно развенчивая миф о неготовности людей платить за контент, согласен гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) Леонид Агронов.

Параллельно резко падают доходы правообладателей от услуги RBT, продолжает Коннов, связывая это прежде всего с действиями МТС, уменьшающей отчисления в их пользу. Впрочем, распределение доходов от RBT и в лучшие годы приносило правообладателям не более 50% от конечной цены мелодии, признает он: доля правообладателей могла быть оценена в 25%, 50% забирал оператор, а 25% - агрегатор. В этой ситуации приход в Россию iTunes, отдающего музыкальной компании 70% дохода от продажи мелодии, делает ситуацию на рынке на порядок более здоровой, считает Коннов.

Трудности подсчета

Представители Apple и «Яндекса» не стали комментировать подсчеты AC&M-Consulting. А сотрудник «Мегафона» настаивает, что Trava.ru не только входит в топ-3 по обороту, но и лидирует в этом рейтинге. «Мегафон» продает контент и в розницу, и по подписке, рассказывает он, а мобильный трафик для абонентов - пользователей сервиса не тарифицируется.

Кроме того, среди чисто музыкальных легальных сервисов лидируют «Яндекс», Trava.ru, Zvooq, iTunes, считает представитель «Мегафона», но гораздо больше пользователей у нелегальных каталогов «В контакте» и «Одноклассников».

Оценивать рынок цифровой музыки объективно очень сложно, считает основатель Zvuki.ru Соня Соколова: например, некоторые издатели и исполнители сами покупают свои же композиции в iTunes и других сервисах, чтобы повысить рейтинг, и доля таких покупок довольно велика. Агронов из НФМИ говорит, что не знает о такой практике продвижения продаж: чтобы добиться статуса лидера, есть более эффективные и менее затратные методы - съемка видеоклипов, концерты, радиопромоушн.

Дело осложняется еще и тем, что в рунете работает несколько десятков музыкальных интернет-сервисов. Кроме iTunes, «Яндекс.Музыки» и «Травы», это, например, интернет-магазин Nokia, сервисы Zvooq, Deezer, Zabava «Ростелекома», Muz.ru и др. Возможно, в этом году в России заработает и музыкальный магазин Google Play Music, рассказывают менеджеры компаний музыкальной индустрии и люди, близкие к самой Google. По мнению Коннова, Google Play Music имеет все шансы удачно стартовать в России, благо Apple уже начала приводить рынок в цивилизованный вид. Россия - страна доминирования мобильных устройств на платформе Google Android, напоминает Коннов, но для удачного продвижения Google Play Music будет важен как маркетинг, так и наличие простых и удобных механизмов оплаты.

С начала 2014 г. в России может заработать и международный музыкальный сервис Spotify, знают несколько источников в музыкальной индустрии. Его будущий успех в России Коннов увязывает с тем, насколько полным будет его каталог российской музыки и правильной маркетинговая стратегия: основная целевая аудитория таких сервисов - люди до 25 лет. По данным источников «Ведомостей» в звукозаписывающих компаниях, Spotify уже договорился о формировании каталога российской музыки с дистрибуторами Orchard, Beleive и Rights Comunications (с ними же работает и iTunes).

Продажи или подписка?

В мире цифровой музыки существуют две основные бизнес-модели: продажа треков или альбомов и подписка, дающая право слушать всю музыку, имеющуюся в каталоге (но не скачивать ее). По первой модели работает iTunes: он продает музыку и разрешает скачивать ее. Одна запись стоит от 15 руб., альбом - от 69 руб. Стоимость трека на Zvooq.ru - 10 руб., альбома - около 100 руб.

«Яндекс.Музыка» использует модель подписки: при заходе на сайт с компьютера музыку можно слушать вообще бесплатно, а за использование мобильного приложения придется заплатить 199 руб. в месяц (или 149 руб., если платить через сайт). Сервис Deezer предлагает несколько вариантов подписки: premium+ за $7,99 в месяц (полный каталог и отсутствие рекламы), premium за $3,99 (можно слушать только на сайте, рекламы нет) и discovery (бесплатный стриминг на сайте с рекламой). Muz.ru и продает музыку (11 руб. за трек, около 100 руб. за альбом), и работает по подписке (7 руб. в день).

Google недавно запустила музыкальный сервис, работающий по подписке, - Google All Access (в России пока недоступен). Он позволяет слушать музыку в режиме стриминга на всех устройствах Android за $9,99 в месяц.

Интернет-продажи музыки по трекам и альбомам в мире все еще растут, но рост этот замедляется, а вот доходы от подписки на музыкальные сервисы прибавляют десятки процентов в год, говорит представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Например, в Швеции музыкальная индустрия заработала 70% всех доходов на стриминге по подписке. Растут доходы и у сервисов, зарабатывающих на аудиорекламе, прежде всего у Pandora.

Доля сервисов подписки в общих мировых продажах цифровой музыки выросла, по данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI ), с 6% в 2008 г. до 13% в 2012 г. Доля же платных мобильных сервисов снизилась с 26 до 8%.

В России наиболее перспективной все еще остается рекламная модель (бесплатное прослушивание за рекламные показы. - «Ведомости»), говорит Агронов из НФМИ. Но если смотреть на общемировые тенденции, то платные подписки все более распространены. Потрековая же продажа возможна в основном по модели iTunes или аналогичных сервисов, где принцип диктуется производителем устройства.

Закон против пиратов

1 августа 2012 г. в силу вступил антипиратский закон, дающий правообладателям возможность добиваться блокирования сайтов с нелегальным контентом. Уже этой осенью его действие будет расширено на музыку, софт, книги. У правообладателей нет цели массово закрывать нелегальные сайты, говорит Агронов; они готовы подписывать соглашения с пиратскими сервисами с целью легализации рынка. По оценке НФМИ, пиратские музыкальные сервисы зарабатывают в основном на рекламе и занимают около 90% рынка цифровой музыки.

Недавно координационный совет по защите интеллектуальной собственности составил список сайтов, «вовлеченных в интернет-воровство». В него попали социальная сеть «В контакте» и ресурсы, позволяющие скачивать контент: rutracker.org, rutor.org, nnm-club.ru, fast-torrent.ru, tfile.me и др. В июне 2013 г., незадолго до вступления в силу антипиратского закона, «В контакте» по просьбам правообладателей начала удалять музыку со страниц пользователей. А в июле ее основатель Павел Дуров рассказал «Ведомостям», что компания ведет переговоры с Sony Music, Warner Music и Universal Music. «В контакте» ищет варианты, которые устроили бы издателей «без ущерба для интернет-пользователей», объяснял Дуров. Есть ли прогресс в этих переговорах, представитель «В контакте» не говорит.

Загружать музыку разрешают и проекты Mail.ru Group - соцсети «Мой мир@Mail.ru» и «Одноклассники». У компании действуют партнерские соглашения о распространении легальной музыки с несколькими крупными игроками музыкального рынка.