Статья опубликована в № 3433 от 18.09.2013 под заголовком: Правительство ищет деньги для президента

Правительство ищет деньги для президента

Чтобы выполнить обещания президента Путина, правительство порежет расходы, потратит накопительную часть пенсии молчунов и заморозит зарплаты госслужащим
  • Маргарита Папченкова,
  • Ольга Кувшинова,
  • Максим Товкайло
  • / Ведомости
Дмитрий Медведев отодвинул некоторые военные расходы за 2016 г.
М.Климентьев / РИА Новости

Сегодня комиссия правительства по бюджетным проектировкам должна утвердить проект федерального бюджета на 2014-2016 гг. Он считался исходя из нового прогноза социально-экономического развития: в нем рост российской экономики окажется ниже, чем планировалось, цены на нефть не меняются, прибыль предприятий и фонд зарплат падают.

В итоге при подготовке бюджета Минфин столкнулся с двумя проблемами, следует из материалов министерства (есть у «Ведомостей»). Первая - доходы бюджета в 2014-2015 гг. сократятся на 1,5 трлн руб. (см. таблицу на стр. 04). Вторая - выполнение предвыборных обещаний президента Владимира Путина потребует дополнительных расходов: 2,1 трлн руб. на три года (см. графику на стр. 04).

Сокращение доходов и рост расходов можно было покрыть из резервного фонда или за счет увеличения госдолга. Но президент и председатель правительства решили, что дефицит увеличивать нельзя, говорил в конце августа министр финансов Антон Силуанов. Значит, нужно было резать расходы.

Вчера первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила о сокращении расходов ведомств (за исключением Минбороны) в ближайшие три года на 5% и автономных бюджетных учреждений - на 2%.

По ее словам, это сэкономит бюджету 624 млрд руб.: 200 млрд - в 2014 г., 210 млрд - в 2015 г. и 214 млрд - в 2016 г. С Министерством обороны Минфин договорился перенести за 2016 г. 300 млрд руб. на госпрограмму вооружений.

Накопительной части пенсии у молчунов не будет: вместо 2% им оставят 0%. Право застрахованного сохранить себе 6%-ный взнос в накопительную часть остается, выбор надо сделать до конца года. «Лишние» 2% сэкономят около 350 млрд руб. в 2014-2016 гг., сказала Нестеренко (102 млрд, 116 млрд и 133 млрд руб. в год соответственно): средства пойдут на сокращение бюджетного трансферта Пенсионному фонду. Однако с размером трансферта пока не определились: идут обсуждения, заключила Нестеренко.

Бюджет Пенсионного фонда сверстан уже с учетом обнуления накопительного взноса молчунам, подтвердил представитель Минтруда. Это экстренное латание дыр, мера ничего принципиального не решает и абсолютно не стратегическая, с возможными проблемами будут разбираться потом, говорит федеральный чиновник.

Решение лежало на поверхности, говорит участник обсуждений: «У бюджета секвестр, надо что-то резать».

Решение правильное и вполне логичное - тариф в 2% не позволял сформировать адекватного размера накоплений и сравнительные расходы на их администрирование получались слишком большими, говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров.

Плохо, когда такое решение принимается впопыхах, а не в рамках единой стратегии, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Накопительная система была нацелена на решение будущих проблем, вызванных старением населения, обнуление накопительного взноса делает эти проблемы еще более трудными. «Значит, пора начинать новую пенсионную реформу, которая должна решать долгосрочные проблемы», - говорит Гурвич. Решение крайне сомнительно и для экономики, страдающей от нехватки инвестиций: как минимум половина накоплений вкладывалась в облигации государства, а теперь оно должно будет брать эти деньги с рынка, отчасти забирая потенциальные инвестиционные ресурсы, указывает эксперт.

На начало июля портфель молчунов во Внешэкономбанке достиг 1,71 трлн руб., накопления в НПФ составили около 900 млрд руб. Накопительные счета, по данным ПФР, на начало года имели 77 млн человек. В том числе порядка 52 млн (68%) - люди 1967 года рождения и моложе, т. е. имеющие 6% накопительного взноса, из них к середине 2013 г. почти половина пожелала его сохранить, посчитал председатель совета НПФ «Европейский» Евгений Якушев.

Другим источником экономии бюджетных расходов станут зарплаты государственных и военных служащих, а также судей и прокуроров. В 2014 г. их зарплаты индексироваться не будут, что сэкономит правительству 283 млрд руб. за три года, сообщила Нестеренко. Эта мера вместе с замораживанием тарифов монополий должна замедлить рост издержек в экономике, надеется замминистра: «Издержки растут, производительность низкая, зарплаты высокие <...>. Если такое торможение роста зарплат происходит в госсекторе, это индикативно так же должно сработать и в других секторах» (цитата по «Интерфаксу»).

Регулярная индексация касалась только окладов и их повышение замораживается, говорит федеральный чиновник, это решение не касается другой меры - повышения премиального фонда федеральных ведомств. Реформа денежного содержания федеральных госслужащих предполагала в 2014 г. повышение премиального фонда, а не окладов - и средства на это в бюджете остаются, говорит федеральный чиновник. В 2014 г. повышение фонда оплаты труда сотрудникам центральных аппаратов на 50% и территориальных органов - на 13,3% потребует дополнительных 45 млрд руб., сообщала ранее Нестеренко.

В 2014 г. расходы федерального бюджета в номинальном выражении растут на 4,4%, что меньше прогнозируемой инфляции (4,5-5,5%). Сначала может быть плохо: сокращение бюджетных расходов еще больше замедлит экономический рост, есть даже риски рецессии - падение ВВП может дойти до 1%, прогнозирует экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Зато потом будет хорошо: снижение расходов обернется снижением инфляции и банковских ставок, что обеспечит уже здоровый экономический рост, считает Тихомиров. Сейчас можно было бы увеличить дефицит, однако бюджетные расходы неэффективны и дадут лишь краткосрочный стимул экономике, а потом ситуация ухудшится еще больше.

Сокращение ненефтегазовых доходов увеличит зависимость бюджета от нефти и газа. Если по действующему закону о бюджете ненефтегазовый дефицит должен был снизиться с 9,7% ВВП в 2013 г. до 8,4% в 2015 г., то теперь в 2015 г. составит 9,6%, а в 2016 г. - 8,5%.

Риски разбалансировки бюджета при падении нефтегазовых доходов остаются высокими, но не надо делать культа из ненефтегазового дефицита, считает Тихомиров: если он станет меньше на несколько процентных пунктов, это не намного снизит риски.

Представитель Минфина на телефонные звонки вчера не отвечала.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать