Статья опубликована в № 3438 от 25.09.2013 под заголовком: Инфляция онлайн

Инфляция онлайн

В России появился индекс интернет-инфляции, позволяющий следить за изменением цен на самые популярные товары в онлайн-магазинах. Показатель будут рассчитывать «Яндекс», Высшая школа экономики (ВШЭ) и «Интерфакс»

  • Наталья Ищенко
«Яндекс.Маркет» охватывает 13 000 интернет-магазинов.
М.Стулов / Ведомости

Индекс «Интернет-инфляция» разработали «Интерфакс», сервис «Яндекс.Маркет» и Высшая школа экономики, рассказали «Ведомостям» представители разработчиков. Для расчета показателя используются данные системы «Яндекс.Маркет», которая аккумулирует информацию от большей части российской онлайн-розницы - 13 000 интернет-магазинов. Модель для расчета инфляции разработали специалисты ВШЭ. Она использует данные по переходам пользователей с «Яндекс.Маркета» на сайты онлайн-магазинов: модель товара, средняя цена за неделю, количество переходов за неделю, суммарная стоимость спроса (произведение средней цены на количество переходов - т. е. «вес товара» в индексе в целом) на конкретную модель. Изменения из-за появления на рынке новых моделей и динамику цен на те модели, которые недавно появились на рынке или уже устарели, индекс не учитывает.

Пока индекс отражает динамику цен на 10 категорий товаров: мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, фотоаппараты, холодильники, мультиварки, наручные часы, жесткие диски и накопители, стиральные машины. Это самые популярные товары у клиентов интернет-магазинов, объясняют выбор разработчики.

На большую часть этих товаров цены в традиционных магазинах отслеживает и Росстат. По его данным, например, фотоаппараты в среднем подешевели на 0,76% с начала 2013 г. к началу осени, ноутбуки - на 1,5%, мобильные телефоны - на 1,4%. Индекс цен в онлайн-магазинах зафиксировал более выраженную динамику: цифровые фотоаппараты подешевели на 2%, ноутбуки - на 2,55%, телефоны - на 2,6%. «Мы уверены, что наши данные более репрезентативны, так как информация «Яндекс.Маркета» собирает данные на уровне конкретных моделей товаров», - говорит редактор службы интернет-проектов ИА «Интерфакс» Александр Кияткин.

В ближайшем будущем список категорий для расчета индекса расширится, говорит Кияткин: например, будут добавлены новые категории техники и бытовых товаров, товары для дома. Создатели индекса ведут переговоры и с продуктовыми ритейлерами, чтобы начать отслеживать колебания цен на продукты питания в интернете, продолжает он.

Онлайн-торговля сама по себе сделала процесс ценообразования прозрачным: покупатель видит, как различаются цены на один и тот же товар у разных продавцов, считает Антон Пантелеев из «М.видео». «Запуск специализированного индекса делает процесс более наглядным и публичным. Фактически он выносит ценообразование в онлайн, позволяя отслеживать ценовую динамику и прогнозировать покупательский спрос в той или иной категории», - говорит он.

Для экономистов данные индекса «Интернет-инфляции» могут быть полезны тем, что наглядно показывают колебания потребительского спроса в ситуациях, как в конце 2008 г., когда в ожидании девальвации рубля россияне активно тратили деньги на бытовую технику и электронику, отмечает ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. «Данных по тому, как всплеск спроса распределялся по неделям, у экономистов не было», - говорит он. Для того чтобы данные индекса инфляции в интернете можно было использовать для построения макроэкономических моделей и прогнозов, потребуются как минимум данные за два года, добавляет эксперт. Индекс, по словам его создателей, ретроспективно рассчитан начиная с июля 2012 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать