История обойдется без Болотной

В единый учебник истории войдут два срока Путина и Ходорковского, а слово «оппозиция» встречается лишь в связи с реформами Александра I

Проект концепции единого учебника истории России вчера обсудило бюро отделения историко-филологических наук РАН - так начата процедура очного обсуждения документа в коллективах специалистов, которая продлится до 1 ноября. Многие предлагают дополнить концепцию, но надо помнить, что речь не о подготовке двадцатитомника российской истории, обратил внимание историков председатель Госдумы и Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

После общественного обсуждения документ был серьезно переработан, сказал Нарышкин. Новый текст концепции (есть у «Ведомостей») предполагает завершить изучение новейшей истории 2012 годом - избранием Владимира Путина президентом (без упоминания, что это третий срок). До сих пор в определении крайнего срока была неопределенность: министр культуры Владимир Мединский предлагал завершить курс первым вступлением Путина в должность президента (2000) по аналогии с учебниками в царской России, за это выступал и министр образования Дмитрий Ливанов. Неправильно лишать учеников истории, в которой живут они сами, сказал вчера директор Института российской истории РАН Юрий Петров.

Текст концепции предполагает рассказ о «рокировке» экс-президента Дмитрия Медведева и Путина. Это событие авторы концепции предлагают освещать как возвращение Путина на пост президента, подтвердившее преемственность власти. О митингах на Болотной и Сахарова не упоминается.

Среди персон, олицетворяющих новейшую историю, упомянут экс-совладелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. В первых вариантах концепции его имя не упоминалось. Как оценивать его роль в истории - авторы концепции не указывают. Российскую оппозицию будут олицетворять лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский, не упомянуты не только внесистемные политики, но и лидер партии «Справедливая Россия», экс-председатель Совфеда Сергей Миронов. Слово «оппозиция» во всей концепции встречается лишь однажды - применительно к реформе Александра I. Набор персон странный: в списке есть Иосиф Кобзон, но нет Мстислава Ростроповича, не упомянуты авторы российской Конституции, констатировал профессор кафедры теории политики и политанализа НИУ ВШЭ Андрей Медушевский. Ученый недоволен концепцией и призывает коллег написать альтернативную: эта несбалансированна - например, период Бориса Ельцина подан как череда кризисных явлений, а о важнейших реформах ничего не сказано.

В числе прочих концепцию представят детским писателям: учебники, предназначенные для детей, должны быть написаны понятным им языком, писателей могут попросить о сотрудничестве с историками, сказал собеседник в Российском историческом обществе.