Диалог о гармонии

Бельгийский хореограф Сиди Ларби Шеркауи, желанный гость самых престижных театральных фестивалей, открыл московскую «Территорию»
В Play Восток и Запад учатся друг у друга./ Koen Boos/ Территория

Спектакль Play, который показывает в Москве бельгийская компания «Истмен», создан в сотрудничестве с Международным кампусом искусств «де Зингель», лондонским театром «Сэдлерс Уэллс», фондом «Музыка для Рима», Людвигсбургским фестивалем, филадельфийским фестивалем современного искусства Live Arts и еще несколькими институциями. Это международное единение, образовавшееся вокруг Сиди Ларби Шеркауи, выдает то место, посередине, слегка на возвышении, которое ему выделено в современной театральной жизни. Сын марокканского эмигранта, ученик знаменитого хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер, танцовщик компании Les Ballets C de la B Алана Плателя, он после смерти Пины Бауш остался чуть ли не единственным хореографом, умеющим прямо на наших глазах, казалось бы из ничего, сплести настоящий театр.

В спектакле Play он объединился с Шанталой Шивалингаппа, исполнительницей классического индийского танца кучипуди, которому она училась преимущественно в Париже. Как подчеркивают все пресс-релизы, сотрудничество Шеркауи и Шивалингаппа сложилось благодаря инициативе Пины Бауш. Однако без ссылки на великий авторитет очевидно, что этот дуэт был создан на небесах.

Спектакль Play, появившийся в результате этого сотрудничества, путешествует по миру уже три года. Его рецепт нельзя назвать уникальным: музыка с преобладанием этнических элементов, танец, в котором мягко плавится индуистская строгость и легкая расхлябанность контемпорари, игра в шахматы, немножко философствования. Но эти элементы складываются, как паззл, доводя зал до состояния медитации.

В хореографии Шеркауи и Шивалингаппа сложно вычленить, что принадлежит фантазии бельгийца, а что пришло из классического индийского танца. Да и сами их движения на первый взгляд изумительно синхронны. Но, погружаясь вслед за танцовщиками в их мягкое кружение, начинаешь различать не столько идеальное согласие, сколько противоречия. Там, где пластика Шеркауи сильна, энергична, прямолинейна, Шивалингаппа текуча, изменчива, податлива и ускользающа. Их дуэт оказывается не столько танцем единства, сколько поиском границ собственной идентичности и независимости. В этом диалоге, кажется, нет ни единой паузы - только момент, чтобы взять дыхание. Танцовщики меняют маски (порой - буквально), ритм, настроения. И при этом сохраняют безупречную кантилену профессионального диалога. Что бы ни разъединяло мужское и женское начало, природу европейца и азиатки, в исполнении Шеркауи и Шивалингаппа эти противоречия обретают многозначность, гармонию и красоту, не свойственные бытовому миру.