Максимальный ретвит: Истерика на службе у Кремля


Этому нет прямых доказательств, но как по кругам на воде можно понять, что кто-то бросает в нее камни, так и по решениям администрации президента можно понять, что на Старой площади не просто проанализировали медийные схемы подготовки протестов 2011-2012 гг. и управления ими, но и взяли некоторые из них на вооружение.

После нескольких неудачных экспериментов вроде создания фейсбук-страниц для митингов на Поклонной и выведения очевидно подложных хештегов в твиттере пиар-наемникам российской власти наконец удалось освоить важнейшую технологию краткосрочной истерии в социальных сетях, смысл которой сводится к тому, что вал сообщений в сети начинает не отражать, но формировать общественное мнение. Естественным образом это происходило, например, 4-10 декабря 2011 г. и 6-15 мая 2012 г., когда эффект массовости выводил на улицы тех, кто и сам от себя такого не ожидал.

Впервые по-настоящему успешно это оружие было использовано на прошедших выборах мэра Москвы. По данным сразу нескольких источников на рынке интернет-рекламы, три агентства целенаправленно работали только на искажение общественного мнения с целью дискредитации главного соперника Сергея Собянина - Алексея Навального, вбрасывая с определенной периодичностью новые темы-раздражители - от «Навальный как Гитлер» до «Навальный как Путин».

Такой режим истерии создается в несколько этапов. Сначала лидеры мнений, скажем так, второго эшелона, не ассоциируемые напрямую с властью, единовременно вбрасывают новую тему обсуждения, пишут проникновенные сообщения, которые становятся резонансными. В это же время начинается тотальная бомбардировка комментариями (подробнее об этом в статье «Максимальный ретвит: общественное мнение - недорого» из газеты «Ведомости» от 25.09.2013) по этому же вопросу.

В итоге у обывателя возникает ощущение переполненности медиапространства подобными сообщениями и он сам чувствует необходимость так или иначе высказать свое к ним отношение. Срабатывает вирусный эффект: чем больше комментируют, тем больше комментируют. И если успешно имитируется так называемый «дух времени», то и настоящие лидеры мнений вынуждены его прокомментировать.

Опасно ли это? Едва ли. Сам по себе факт освоения российской властью подобной медийной пушки любопытен, но не более того. Такие кампании прямо зависят от своевременного предоставления бюджетов и почти не опираются на реальную идеологическую поддержку населения.

В отличие от ситуации середины нулевых годов, когда на платформе «Живого журнала» действительно находились блогеры, симпатизировавшие идее управляемой демократии как способу завершения реформ, сейчас в значительно более многолюдных социальных сетях такой фракции практически нет, и ее и приходится изображать.

Сейчас же преобладающая эмоция в интернете по отношению к власти - усталость. А продавать уставшим людям ожидания - задача непростая. Перебивать приходится только еще более сильными негативными эмоциями - страхом, ненавистью, презрением. В короткий промежуток времени это возможно, в долгосрочной перспективе - нет.