Бегом от модемов


В рознице «Мегафона», по словам его представителя Юлии Дорохиной, доля смартфонов в продажах превысила долю обычных телефонов в августе 2013 г. В III квартале 2013 г. доля модемов в общих продажах подключаемых к интернету мобильных устройств (помимо них это смартфоны, планшеты и телефоны) выросла в его салонах на 3 п. п. по отношению ко II кварталу - до 18%. Это результат снижения стоимости 4G-модемов до уровня моделей с 3G, которое произошло в начале июня, объясняет Дорохина.

За первые три квартала 2013 г. доля USB-модемов в интернет-трафике российских мобильных абонентов снизилась с 75 до 70%, подсчитала МТС (см. график). Устойчивое падение мобильного трафика с традиционных ПК - как ноутбуков, так и стационарных ПК - наблюдается впервые, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. В 2012 г. доля USB-модемов в российском интернет-трафике росла примерно на 0,5 п. п. в месяц, говорит он. Трафик с традиционных ПК замещается трафиком с более удобных для мобильной связи устройств - смартфонов и планшетов, объясняет Солодовников.

Трафик растет вместе со спросом на устройства. В III квартале 2013 г. продажи смартфонов в России в штуках выросли по сравнению с тем же периодом 2012 г. на 58% до 5,5 млн штук, а планшетов - на 130% до 1,9 млн. Хотя смартфоны и планшеты генерируют только 28% российского мобильного интернет-трафика, на них приходится более 50% всех доходов сотовых операторов от оказания услуг абонентам, рассказывает Солодовников.

Трафик с десктопов и лэптопов в российских мобильных сетях падает тоже вместе со спросом на сами компьютеры: их продажи в России снижаются уже больше года. Например, во II квартале на российский рынок было поставлено 2,6 млн ПК, говорится в материалах Gartner. По сравнению с уровнем годичной давности поставки снизились на 1 млн, или на 28%.

«Вымпелком» не раскрывает доли трафика с модемов, смартфонов и планшетов - только их динамику. Потребление мобильного интернета абонентами «Вымпелкома», пользующимися планшетами, в первом полугодии 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. выросло на 166%, смартфонами - на 117%, модемами - на 86%, рассказывает представитель оператора Анна Айбашева. Это связано со снижением средней стоимости планшетов и смартфонов и совместными маркетинговыми акциями операторов и производителей оборудования, считает она. Но потенциал роста проникновения модемов есть - это связано с замещением старых модемов на более скоростные, добавляет Айбашева.

За первые девять месяцев 2013 г. на российском рынке было продано на 41% меньше операторских модемов, чем за аналогичный период 2012 г., - спад продаж в денежном выражении составил 43%, передал «Ведомостям» вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. Снижается спрос на ноутбуки, для которых предназначены эти модемы, отметил он: покупатели все чаще предпочитают выходить в интернет с планшетов через WiFi и 3G. Снижение продаж модемов началось еще в 2012 г., когда было реализовано на 45% устройств меньше, чем в 2011 г., в 2013 г. тренд не изменился, рассказывает представитель «Связного» Мария Заикина.