Ей в другую сторону

Спектакль Йо Стромгрена «Граница» оказался идеальным выбором для проходящего в Норильске фестиваля искусств северных городов «Параллели»
Герои Стромгрена страдают от одиночества/ PARALLELS

Норвежская движенческая компания Стромгрена, хорошо знакомая московской фестивальной публике, на этот раз воспользовалась Москвой только для пересадки. Российская премьера «Границы» прошла в Норильске.

В норильских условиях слово «граница» приобретает особый смысл. Помимо естественных преград, надежно отделивших эту заполярную территорию от материка (зимой сюда не добраться иначе, как по воздуху), имеются и те, что изобретены людьми: Норильск - по-прежнему закрытый город и у каждого, кто сойдет с трапа самолета, суровые люди в погонах непременно проверят паспорт. Да, ГУЛАГа больше не существует, но любой человек, приезжающий сюда на заработки, отлично осознает, что по доброй воле обрекает себя почти на тюремную изоляцию от остального мира. В таких условиях фестиваль «Параллели», ставящий целью показать лучшие европейские достижения в области театра и музыки, чем-то похож на краткую «свиданку» с большим миром.

На протяжении двух недель фестиваль «Параллели» доказывал норильчанам, что, хотя севера бывают разные, параллели между ними можно и нужно искать. Кто здесь только не побывал за эти дни - датчане, норвежцы, исландцы, шведы, финны, эстонцы, голландцы. Порой восточные северяне и западные вместе начинали тосковать по югу. Так, например, случилось на танго-шоу датского ансамбля «Тангофид». Казалось бы, где Заполярье, а где Аргентина? Но датская певица Андреа Пеллегрини, выйдя на сцену местного драмтеатра, объяснила зрителям, что танго - это танец одиноких и заброшенных далеко от дома людей, которые когда-то переселились из Европы в Аргентину. Поскольку она в этот момент говорила по-английски, норильчане ничего не поняли, но, видимо, и без слов ощутили внутреннее родство с такими же переселенцами, как они сами.

Элементы танго присутствуют и в хореографическом рисунке Йо Стромгрена, который в «Границе» тоже говорит о способах борьбы с одиночеством. Фоном для по-настоящему знойной страсти мужчины и женщины в его спектакле выбран безликий скандинавский офис. Граница между этими двумя одиночествами (Ивар Сверриссон и Ида Холтен Ворсе) не только гендерная, но и ментальная: Елена выросла в России, и у нее, как сообщит раздающийся над сценой голос, было слишком короткое детство, а у ее норвежского сослуживца, напротив, - слишком длинное. «Жизнь - это праздник», - говорила герою его мама. «Жизнь - это ад», - говорил героине ее папа.

За спинами персонажей, которые, как всегда у Стромгрена, будут говорить на выдуманном тарабарском наречии, расположилась карта Северной Европы: вот наш Кольский полуостров, вот Скандинавия, а между ними - пунктирная линия, которая, как это ни печально, способна влиять даже на отношения между мужчиной и женщиной. Они слишком разные, вот в чем все дело.

Смешные и трогательные герои спектакля Йо Стромгрена переживут все фазы гендерной войны, закончив ее эротическим перемирием на офисном столе. Показав все чудеса животной страсти, Он и Она отправятся поездом в Стамбул - наверное, потому, что в этом далеком городе мир когда-то раскололся на Восток и Запад. Именно там, в Константинополе, и будет поставлена точка в этом скоротечном офисном романе. Пара навсегда расцепит руки и медленно разойдется в разные стороны: она - направо, он - налево. Северо-восток есть северо-восток, северо-запад есть северо-запад. И вместе им не сойтись.

Норильск