Можно избираться, но не сейчас

Суд отменил пожизненный запрет судимым участвовать в выборах. Но депутаты заранее продлили сроки погашения судимости, оттянув время возвращения в политику известных оппозиционеров
У Михаила Ходорковского появился шанс вновь баллотироваться в депутаты/ А.NEMENOV/ AFP

Пожизненный запрет баллотироваться на выборах любого уровня гражданам, приговоренным судом к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, противоречит Конституции, так как фактически означает отмену пассивного избирательного права. К такому выводу пришел Конституционный суд, огласивший вчера итоги проверки норм избирательного закона по жалобе сразу трех судимых россиян, которые в прошлом году не смогли принять участие в выборах. Заявители доказывали, что они вопреки конституционному принципу дважды наказаны за совершение одного преступления. В свою очередь представители органов государственной власти настаивали: такой запрет - не наказание, а всего лишь дополнительное требование к профессиональным качествам будущего народного избранника. Управление государственными делами следует доверять морально устойчивым людям, объяснял представитель президента в КС Михаил Кротов.

КС вчера признал, что сам по себе запрет осужденным за тяжкие преступления балотироваться на выборах не противоречит Основному закону страны. Правовая демократия нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества, сообщил вчера председатель КС Валерий Зорькин. По мнению суда, «законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах». Претензии у КС возникли прежде всего к бессрочному характеру такого запрета. А также к тому, что оспаривавшиеся нормы не делают различий между реальным и условным наказанием, не учитывают срок лишения свободы, назначенный судом, характер и степень общественной опасности преступления.

Сроки ограничения пассивного избирательного права осужденного должны соотноситься со сроками судимости в рамках Уголовного кодекса, указал КС. В исключительных случаях за отдельные преступления (вследствие повышенной степени их общественной опасности) могут быть установлены более продолжительные сроки ограничения, но в разумных пределах. Суд обязал законодателя внести необходимые поправки незамедлительно - так, чтобы к следующим выборам они уже работали, уточнил Зорькин.

«Мне кажется, самым правильным будет предусмотреть в уголовном законе запрет баллотироваться на опреленный срок как дополнительную меру наказания - подобно уже существующему ограничению права занимать государственные должности, - считает представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский. - Например, за госизмену - запрет избираться на срок до 60 лет, за разглашение государственной тайны - до 15». Назначать такое наказание мог бы суд с учетом тяжести преступления и прочих обстоятельств дела. «Потому что суд и только суд рассматривает вопросы индивидуально», - подчеркивает Барщевский.

После решения КС потребуются изменения в различные законы, говорит зампредседателя конституционного комитета Госдумы Дмитрий Вяткин. Запрет будет подкорректирован, но сохранится, дал понять собеседник: могут быть изменены сроки судимости, а также порядок и условия ее погашения. Сроки ограничения пассивного избирательного права для судимых могут стать более продолжительными, чем сроки судимости, не исключает депутат.

КС отменил совсем уже «дикобразную» норму о пожизненном запрете избираться, но его решение не противоречит тактическим задачам действующей власти, отмечает адвокат Вадим Прохоров: если сроки запрета будут привязаны к судимости, то ни Михаил Ходорковский, ни Алексей Навальный не смогут принять участие в выборах в течение многих лет.

Еще летом президент Владимир Путин подписал внесенные единороссом Михаилом Старшиновым поправки в УК, которые продлевали сроки погашения судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления с 6 и 8 до соответственно 8 и 10 лет. Тогда источники, близкие к Кремлю и руководству «Единой России», указывали, что власти таким образом страхуются на случай отмены КС «пожизненного фильтра» и оттягивают время возвращения в политику известных оппозиционеров.