Потом отдохнем!

Не брать отпуск пару лет на этапе запуска бизнеса - нормальная история. Но если она затягивается на 5-7 лет, это уже диагноз
А.Таранин

Дмитрий Кузин, совладелец «Кофехостела» в Нижнем Новгороде, с 2008 г. не был в отпуске. За это время он успел запустить несколько бизнесов. Из-за такого непрерывного спринта у него накопилась усталость, в том числе от общения, хотя по складу характера он совсем не мизантроп. Сейчас Кузин снова в стадии открытия проекта. «Вот отлажу все процессы для производства нового бренда ежедневников и зимой махну в монастырь, где можно поработать физически, или в безлюдную деревню - поселюсь в избушке, заваленной снегом, которую каждый день нужно откапывать лопатой», - мечтает он.

Отдохнуть в командировке

Тех, кто долго не ходит в отпуск, можно разделить на две группы, замечает Валерий Васин, гендиректор консалтинговой компании Case: «Первая - это бизнесмены, для которых работа - образ жизни. Они живут в своей реальности и могут отдыхать в редкие выходные, которые, как правило, тоже наполнены работой. Что интересно, это не связано с огромной загрузкой или страхом потери бизнеса, просто люди не мыслят себя без работы». Во второй группе - люди, чья работа связана с поездками, частой сменой мест - и они воспринимают такие разъезды как отдых, говорит Васин.

Татьяна и Владимир Райх летом 2012 г. приобрели мастер-франшизу для открытия в России кафе самообслуживания Tutti Frutti Frozen Yogurt, главным пунктом в меню которого значится замороженный йогурт. Все это время основатели семейного бизнеса трудятся без отпусков и фактически без выходных. Проект профинансировали в том числе родители Владимира: они тоже принимают участие в управлении компанией. «Каждое утро у нас начинается с планерки», - рассказывает Райх.

В 2013 г. открылось шесть кафе Tutti Frutti Frozen Yogurt в торговых центрах Москвы, к концу года их должно стать 10. Если ты работаешь не один, а нанимаешь сотрудников, первое время отдыхать не получается - нужно каждый день контролировать ситуацию, принимать решения, связанные с арендой, выплатой зарплат, маркетингом, ремонтными работами, поставками, кредитами, объясняет Райх: «Тем более если общепит для тебя дело новое и нужно время, чтобы изучить все процессы». Раньше он сам каждый день объезжал все точки, а сейчас нанял менеджеров в операционный отдел, который теперь занимается управлением кафе, и мотаться по Москве приходится меньше. Точно так же Райх собирается делегировать своим сотрудникам управление франшизами, которые компания продает в России: одно кафе по этой системе уже открылось. «Надеюсь, в декабре или в январе все-таки отдохнуть, - смеется предприниматель. - Последний раз мы были у моря полтора года назад, да и то скорее в командировке - ездили на несколько дней в Ниццу на переговоры, но нам удалось искупаться в море».

Помогают облака

Работая на пределе возможностей, предприниматель теряет перспективу: повышается вероятность ошибок и упущенных возможностей, убеждена Татьяна Коробейникова, гендиректор консалтинговой компании «Бизкон». «У меня уже давно не было такого сильного желания выбросить телефон и все забыть», - говорит Райх. Он признает, что устал. Правильно, если стартапер максимально быстро налаживает структуру и команду, чьими руками будет делаться вся оперативная работа, после чего нанимает исполнительного директора, убеждена Коробейникова.

Хронических трудоголиков среди предпринимателей становится все меньше, новое поколение предпочитает здоровый баланс между работой и личной жизнью, уверен Васин. Тем более если бизнес связан не с реальным сектором экономики, который требует большой вовлеченности и личного присутствия руководителя компании. Первый год после запуска социальной сети для врачей «Доктор на работе» вся команда, в том числе основатель Станислав Сажин, работали удаленно. «К счастью, мы сразу твердо решили использовать облачные технологии для повышения эффективности», - рассказывает он. Сажин ввел правило хранить документацию в Google Drive, поэтому доступ к любым документам сотрудник может получить и с компьютера, и с телефона в любой точке мира. «Все планирование ведется через megaplan.ru, у которого есть удобные мобильные приложения, так что, даже находясь на пляже на Бали, как было полтора года назад, я мог легко управлять компанией: видеть, как исполняются задачи, указывать на ошибки, записывать новые идеи», - объясняет он. Чтобы такой образ жизни стал реальностью, он нанимал только таких сотрудников, которые хорошо дружат с современными технологиями и для них не проблема работать через интернет. «Хотя сейчас мы все в одном офисе, но продолжаем следовать правилам: все документы - в облаке, все планирование - в «Мегаплане», никаких бумажных документов, кроме бухгалтерии. В последние пару лет активно используем skype-конференции для общения, если кто-то уехал», - резюмирует Сажин.

О пользе разлук

Регулярные разлуки с бизнесом плюс смена обстановки полезны: из поездок возвращаешься со свежим взглядом на свое дело, убеждены опытные бизнесмены. Михаил Гончаров, управляющий сетью быстрого питания «Теремок - русские блины», никогда не пренебрегал отдыхом. «Для меня даже в самом начале моего бизнеса было очевидно, что отдых и поездки нужны, чтобы перезагрузить мозг и учиться опыту, - объясняет он. - Куда бы я ни приехал, везде все вынюхиваю и высматриваю, кто и как работает. Это важно, это формирует понимание рынка и путей развития. У меня даже голова начинает работать иначе, как только я сажусь в самолет». Обычно из поездок он привозит 5-10 мыслей и идей, которые в ежедневной текучке никогда бы ему в голову не пришли.

Гончаров выдумал способ отправлять трудоголиков-подчиненных в отпуск (и потом оказалось, что точно так же поступает дизайнер Артемий Лебедев). Его всегда раздражали менеджеры, которые никак не могут оторваться от работы. «Я обычно им говорю: друг, представь, что ты заболел, температура 40 и ты лежишь еле живой, - рассказывает Гончаров. - Думаешь, что-то изменится за ту неделю, что ты проваляешься? Ты переоцениваешь себя. Бери отпуск и считай, что лежишь больной».

Единственное оправдание для предпринимателя-трудоголика - когда он абсолютно счастлив на работе, доволен, что месяцами не видит семью и детей, если они у него есть, считает Гончаров: «Если это не так - надо учиться разделять ответственность и задачи между помощниками». Не нужно думать о себе как о пупе земли - вот главный совет, убежден Гончаров: «Доверяйте людям, подбирайте и обучайте тех, кто работает с вами. И тогда в команде каждый поддержит и выручит отдыхающего».