Познакомиться ради ребенка

Мысль открыть в интернете сайт знакомств для тех, кто хочет стать родителем, посетила Ивана Фатовика в самом начале этого года. Один ребенок благодаря сайту уже родился
Е.Разумный для Ведомостей

Самая главная роль. В 2011 г.

исследования американского аналитического центра Pew Research показали: молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет ценят больше всего возможность стать родителем, а не возможность вступить в брак. Опрос выявил: 52% представителей «поколения миллениума» думают, что быть хорошим родителем - одна из самых важных вещей в жизни. Только 30% сказали то же самое об успешном браке. Для сравнения: в 1997 г. опрос молодых людей этого же возраста показал, что тех, кто ставит роль родителя выше роли супруга, всего на 7% больше, чем тех, кто придерживался противоположного мнения.

Идея бизнеса появилась у Ивана Фатовика из Лос-Анджелеса, когда однажды вечером он сидел в кафе в компании нескольких знакомых женщин. Всем дамам было под сорок. Умницы, красавицы, они все состоялись как профессионалы. А вот личная жизнь не сложилась. «Они плохо отзывались о мужчинах, с которыми встречались, и беспокоились о том, что до сих пор не познали радостей материнства. Но не хотели брать донорскую сперму, чтобы забеременеть и потом быть матерью-одиночкой», - вспоминает Фатовик. Слушая разговоры приятельниц, он понял: они боятся, что их биологические часы идут уже слишком быстро, а потому готовы родить ребенка просто от друга. А о замужестве или романтических отношениях подумают потом.

Чтобы стать родителями

И вот тогда Фатовик надумал открыть онлайновое агентство знакомств, но не такое, где знакомятся для того, чтобы выйти замуж. Он решил сводить партнеров, которые хотят стать родителями. «В интернете не было сайтов, где бы люди знакомились с целью завести ребенка. На нескольких сайтах анонимно предлагали доноров спермы для лесбийских пар. В Facebook существует несколько страниц, где обсуждаются проблемы людей, желающих стать родителями. Но не было ни одного интернет-ресурса, где человек мог бы найти партнера с похожими взглядами и мировоззрением, с которым он мог бы зачать ребенка», - говорит Фатовик.

Одолжив денег у семьи и друзей, Фатовик и его три партнера собрали $150 000 и в феврале этого года запустили сайт Modamily.com. На новом сайте есть опции, характерные для обычного сайта знакомств: биографии желающих познакомиться людей, тесты на совместимость, юридические советы и реклама клиник, лечащих бесплодие. Сегодня на сайте зарегистрировано 5000 постоянных пользователей. В результате его деятельности один ребенок уже родился. Это случилось в июне этого года в Торонто.

Идея Фатовика оказалась столь удачной, что у него сразу появились последователи. В интернете открылось несколько подобных сайтов: PollenTree.com, Coparents.com, Co-ParentMatch.com и My­Al­ter­nativeFamily.com.

Платная услуга

Фатовик убежден, что его бизнес отвечает потребностям общества. Ведь все большее количество стран легализуют однополые браки и все больше женщин рожают внебрачных детей. Если в 1960 г. таких женщин было всего 5%, то в 2008 г. их стало уже 41%.

Поначалу Modamily был бесплатным сайтом. Фатовик и партнеры тогда только набирали клиентов и хотели, чтобы их было как можно больше. Сейчас участие в клубе знакомств сайта стоит $29,95 в месяц. Сайт также предлагает платную услугу личного администратора, которая обойдется в $149,95 за три месяца. Личный администратор знакомит клиента с другими участниками клуба. Если вы не можете позволить себе заплатить, значит, «вы не можете позволить себе ребенка», полагает Фатовик. Так же как на обычных сайтах знакомств, Фатовик борется за оптимальное количество пользователей: если их слишком мало, то им трудно найти подходящего партнера. Если же их слишком много, то пользователи становятся чрезмерно разборчивыми. Фатовик говорит об этом так: «Им все время кажется, что за углом их ждет кто-то еще лучше».

На сайт заходят совершенно разные люди. Одни хотят делить пополам с партнером заботы о ребенке. Они даже предполагают жить вместе, чтобы заниматься своим чадом каждый день. Другие - это нетрадиционные пары, например лесбиянки. Они ищут донора спермы, биографию которого могут подробно изучить. Заполняя анкету, потенциальные матери и отцы сразу отвечают на концептуальный вопрос: планируют ли они оплодотворение из пробирки в клинике, хотят ли провести процедуру искусственного оплодотворения дома или предпочитают произвести «натуральное осеменение», иными словами - забеременеть после обычного сексуального контакта. Сайт советует участникам клуба использовать способы искусственного оплодотворения, чтобы не пасть жертвой чьей-либо корысти или обмана.

Избежать разочарований

Фатовик считает, что самое важное в его работе - умение слушать. «Когда-то я занимался кастингами и поиском талантов в Голливуде. Я находился в постоянном контакте с клиентами, выслушивал их пожелания, узнавал об их нуждах и сводил с нужными людьми. Здесь я занимаюсь чем-то похожим. Я сопровождаю моих подопечных, чтобы убедиться, что у них все хорошо получилось», - рассказывает он.

Большинство мужчин, записывающихся в клуб знакомств, хотят активно участвовать в жизни будущего ребенка. Есть стереотип, что на такие сайты заходят в основном женщины, которые боятся, что вот-вот выйдут из детородного возраста. И в самом деле, 65% пользователей сайта - женщины. А еще почти 20% - мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации.

Тем не менее Фатовик не согласен с мнением, что слишком быстрый бег биологических часов беспокоит только женщин, от чего они пускаются во все тяжкие, лишь бы завести ребенка. «У мужчин тоже есть лимит времени. Просто это 50 лет, а не 40, как у женщин», - считает бизнесмен. Он приводит в пример своего друга из Нью-Йорка, который многие годы был закоренелым холостяком, руководил процветающим бизнесом и развлекался, как мог. А почти в 50 лет он вдруг завел постоянную подругу, которая родила ему ребенка. Позже он решил, что выбрал себе не ту спутницу жизни, и расстался с ней.

Фатовик говорит, что его сайт позволяет людям не принимать скоропалительных решений о браке. «Многие женщины в районе 40 лет выходят замуж, не подумав, лишь бы завести ребенка. Потом они разочаровываются в партнере, разводятся и остаются одни с ребенком на руках. Идея вступления в отношения только с целью завести ребенка позволяет избежать разочарований, которые неизбежно несет в себе развод», - говорит он.

Без лишней романтики

В клубе знакомств есть небольшая группа двадцатилетних, которые хотят стать родителями, но не могут найти в жизни подходящего партнера.

Основная цель сайта - это партнерство ради рождения ребенка, но побочным продуктом может быть и счастливая история любви. Так, например, пара, которая познакомилась через сайт в Нью-Йорке, сейчас постоянно встречается. Впрочем, для рождения детей будущим родителям тоже лучше чаще видеться, чтобы больше друг о друге узнать. Вместе с тем нет никакой гарантии, что потенциальный родитель вашего ребенка будет разделять ваши романтические чувства. «Я видел людей, которые встречались с партнером и попусту тратили и свое, и его время. Или, например, несколько раз общались с одним партнером, а потом переключались на другого», - рассказывает Фатовик.

Как и в обычных отношениях, в партнерстве ради ребенка каждый из участников ищет что-то свое: одни хотят получить биологического партнера с идеальными генами, другие ищут человека с таким же, как у них, подходом к воспитанию детей, третьи жаждут заполучить партнера с похожими религиозными убеждениями. Многие клиенты сайта финансово благополучны, они ищут человека, который просто украсит своим присутствием их занятую и расписанную по минутам жизнь. Но есть и те, кто ждет, что партнер поможет содержать ребенка и обеспечит финансовую стабильность.

В отличие от обычных сайтов знакомств Фатовик предлагает своим клиентам сразу обсуждать с юристами проблемы, которые могут возникнуть у них с потенциальными партнерами. Например, стоит узнать, что делать, если один из родителей решит переехать в другой штат или перестанет давать деньги на содержание ребенка.

В обществе до сих пор существуют предрассудки по поводу знакомств в интернете. Но Фатовик надеется, что со временем они исчезнут. «Я хочу открыть людям глаза на то, что есть самые разные способы завести и воспитать детей. Конечно, наш сайт взрывает общественные устои. Он бросает вызов семейным традициям, сложившимся за тысячи лет», - объясняет Фатовик. Но деторождение он провозглашает главной целью своего бизнеса. «Я ведь не добьюсь успеха, если люди не будут рожать детей», - улыбается предприниматель.