Статья опубликована в № 3450 от 11.10.2013 под заголовком: Топливный рынок защитят от дефицита

Топливный рынок защитят от дефицита

Нефтяников обяжут делать запасы нефтепродуктов и поставлять определенное их количество на внутренний рынок. Соответствующие поправки предлагается внести в четырехсторонние соглашения о модернизации НПЗ
Reuters

До 1 ноября Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Росстандарт и Ростехнадзор должны решить вопрос, надо ли корректировать четырехсторонние соглашения о модернизации НПЗ, и о результатах доложить в правительство, указано в протоколе заседания правительственной комиссии по ТЭКу от 20 сентября (копия есть у «Ведомостей»). Соглашения предлагается дополнить требованием о минимальных объемах отгрузки топлива на внутренний рынок и минимальных запасах, которые обязаны делать компании. Проработать этот вопрос было поручено на правительственной комиссии, подтвердил «Ведомостям» начальник управления ФАС Дмитрий Махонин.

Такие требования могут стать итогом многолетней борьбы правительства с дефицитом топлива на внутреннем рынке. В соглашениях о модернизации, подписанных в июле 2011 г. 11 нефтегазовыми холдингами и шестью НПЗ с одной стороны и госорганами - с другой, уже было указано, что производители должны поставлять на внутренний рынок светлые нефтепродукты, сделанные из не менее чем 20% переработанной нефти, но только начиная с 2015 г. Это логично: в ходе налогового маневра пошлина на светлые виды топлива в 2014 г. снизится с 66 до 65% от нефтяной, в 2015 г. - до 63%, в 2016 г. - до 61% (бензина это не касается, см. врез). Привлекательность экспорта, соответственно, вырастет.

Правительство инициировало подписание соглашений, после того как весной 2011 г. в ряде регионов возник дефицит нефтепродуктов и цены пошли вверх. Виноваты были нефтяные компании, которые не успели в срок, к запрету «Евро-2», перевести свои заводы на производство более качественного топлива (запрет пришлось отложить). В документах содержатся детальные планы модернизации НПЗ и производства моторных видов топлива в 2011-2020 гг.

Но уже в 2012 г. все крупные компании («Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», ТНК-ВР) признались, что не уложатся и в новые сроки. По их просьбе были внесены изменения. Компаниям позволили снизить планы по производству топлива, но в то же время взяли с них гарантийные письма о поставках определенного объема нефтепродуктов на внутренний рынок в случае угрозы дефицита, рассказал федеральный чиновник. Сейчас есть около 10 таких писем. Чиновник знает, что «Роснефть» и «Лукойл» в 2013 г. вновь просили внести изменения в соглашения в части обязательств по производству дизтоплива. Представитель «Лукойла» подтвердил, что просьбу о корректировке по двум предприятиям компания направила и получила согласие госорганов.

Махонин говорит, что минимальный объем продаж на внутреннем рынке будет определяться по каждой компании отдельно исходя из прогнозного роста потребления нефтепродуктов.

Государство хочет заручиться гарантией, что внутренний рынок будет обеспечен топливом, рассуждает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков: «Есть определенные риски, что часть топлива уйдет на экспорт в связи с решением о снижении экспортных пошлин на светлые нефтепродукты».

Представители Минэнерго, «Роснефти» и «Газпром нефти» на запросы «Ведомостей» не ответили, их коллеги в «Башнефти» и «Лукойле» от комментариев отказались. Аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин считает, что, если речь будет идти о продаже топлива на бирже, компании смогут выполнить такие обязательства.

Получить комментарии представителей Росстандарта и Ростехнадзора не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать