ВТО займется утилизацией

Евросоюзу и России так и не удалось мирно разрешить спор об утилизационном сборе - стороны рассудит третейская группа ВТО
Арбитры ВТО присмотрятся к утилизационному сбору/ А.Махонин/ Ведомости

Евросоюз вчера попросил ВТО создать специальную третейскую группу, чтобы провести разбирательство спора с Россией об утилизационном сборе для автомобилей. Это означает, что начинается вторая стадия рассмотрения претензии Евросоюза к России: 9 июля ЕС подал жалобу на неравные условия для европейских и российских производителей (российские предприятия могут взять обязательство по утилизации и не платить сбор, зарубежные обязаны платить). ЕС и Россия вели консультации, но договориться не удалось.

Сколько стоит утилизация. 20000

руб. составляет базовая ставка сбора для легковых автомобилей. Чем больше автомобиль и чем старше, тем выше сбор. Если автомобиль ввозит физлицо, сбор составит 2000 руб. для новых авто и 3000 руб. при возрасте старше трех лет

150

тыс. руб. такова базовая ставка для грузовиков и автобусов. При ввозе подержанного грузовика массой свыше 20 т сбор составит 1,77 млн

«Мы использовали все средства, чтобы вместе с Россией найти приемлемое решение», - заявил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт, теперь выбора нет, придется прибегнуть к помощи ВТО, чтобы Россия выполняла международные обязательства.

Еврокомиссия не раз критиковала утилизационный закон: сбор не имеет отношения к экологии, это способ произвольно и необоснованно ущемлять в правах импортные автомобили. Россия обещала уравнять условия и сделать оплату обязательной и для местных производителей, законопроект внесен в Думу, но в весеннюю сессию принят не был.

Решение ЕС обратиться в третейскую группу удивило российских чиновников. «Восприняли с недоумением и непониманием», - поделился директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков: на этой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, который делает уплату сбора обязательной и для производителей из России, Белоруссии и Казахстана, второе и третье чтения должны пройти до конца октября.

Еврокомиссии известно, что законопроект принят в первом чтении, но мера продолжает действовать, прошло уже больше года, объясняет представитель еврокомиссара по торговле Джон Клэнси.

У Евросоюза есть и другие претензии к утилизационному сбору, которые не снимает внесенный в Думу законопроект, признает чиновник Минэкономразвития: ЕС не нравится, что сбор для старых автомобилей значительно выше, чем для новых, а также существенно различается в зависимости от объема двигателя и массы (для грузовых автомобилей).

Третейская группа ВТО должна быть сформирована до конца года, полгода у нее будет на подготовку доклада, который определит, правомерны ли претензии Евросоюза или действия России не противоречили правилам ВТО. После этого у России будет 30 дней, чтобы сообщить, как она намерена исполнять решение третейской группы, объясняет партнер King & Spalding Илья Рачков: если претензии будут признаны правомерными, а Россия не отменит дискриминационные меры, ЕС получит право ввести компенсационные меры в отношении российских товаров.

ЕС сможет повысить пошлины, чтобы компенсировать ущерб, который понесли европейские производители, сумму ущерба рассчитает третейская группа, объясняет чиновник Минэкономразвития.

Оценить ущерб европейским производителям можно, сравнив, сколько они заплатили утилизационного сбора за время его действия и сколько сэкономили за то же время российские производители, говорит гендиректор «Автостата» Сергей Удалов. За год с момента введения утилизационного сбора в сентябре 2012 г. доходы бюджета от него составили 51,6 млрд руб., следует из данных казначейства об исполнении бюджета. Оценивать сокращение поставок вряд ли имеет смысл, полагает он: рынок и так падает, выделить влияние именно утилизационного сбора будет трудно.

Более всего утилизационный сбор сказался на рынке грузовиков, продолжает Удалов: до введения сбора импортеры наращивали запасы, затем поставки серьезно сократились. По данным «АСМ-холдинга», импорт грузовиков в сентябре 2012 г. упал до 4200 шт. - месяцем ранее было 16 600, а в июле 2012 г. - 13 200.

Импортеры легковых автомобилей не стали включать утилизационный сбор в цену, сократили маржу - конкуренция высока, особенно в бюджетном сегменте, говорит Удалов, а с грузовиками это намного труднее - в абсолютном выражении сбор значительно выше, цену пришлось поднять (см. врез).

Когда платить сбор придется всем, и производители, и импортеры постепенно поднимут цены, чтобы сохранять равные условия, заключает Удалов.