От редакции: Народный санитар

Геннадий Онищенко/ Е.Разумный для Ведомостей

Вечный, казалось бы, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко может уйти в отставку - во всяком случае, так считает вице-премьер Ольга Голодец, а неназванные источники в правительстве говорят, что с Онищенко не продлен контракт (см. статью на стр. 10). Конечно, премьер-министр Дмитрий Медведев еще не сказал своего веского слова, но в любом случае незыблемые позиции Онищенко поставлены под сомнение.

Почти 20-летняя служба на высших санитарных и надзорных должностях позволяет поместить Онищенко в одну лигу с Сергеем Шойгу. Во многих отношениях Геннадий Григорьевич опередил свое время.

Как главный санитарный врач и руководитель Роспотребнадзора, Онищенко по профессии и по должности начал бороться с вредителями, когда они еще не стали главной темой во властной пропаганде. В ходе этой борьбы выяснилось, что важнее всего бороться с вредителями за рубежом. Именно своими многочисленными запретами на импорт продуктов и карантинными мерами Геннадий Григорьевич снискал себе славу главного борца за здоровье россиян и «министра внешних микробов».

Ведь, как врач, он отвечает за фобии пациента. А какие у нашего народа фобии? Мы боимся других людей и вообще плохо познаваемого мира. Чужак - носитель вируса - идеальное сочетание в этом смысле. Поэтому, как бы ни иронизировали журналисты насчет политических мотивов принятия тех или иных санитарных запретов, простой народ в предыдущие годы в целом поддерживал Онищенко. По данным «Левада-центра», в 2011 г. респонденты одобряли его предложение запретить трудовую миграцию из Таджикистана по медицинским соображениям (в ответ на осуждение российских летчиков в этой стране) и запрет ввоза овощей из Европы. По данным фонда «Общественное мнение», в феврале 2013 г. те из респондентов, кто знает, кто такой Онищенко, вдвое чаще считали его решения правильными, чем наоборот (16% против 8%, 27% затруднились с ответом). Впрочем, не знали, кто он такой, 52%.

У власти такой санитар тоже не вызывал сомнений - ведь его лояльность и его должность давали идеальные возможности для асимметричных ответов внешнеполитическим противникам. Онищенко обеспечивал торговлю вокруг запретов на торговлю - любимый бюрократический жанр российской власти.

Пользовались-пользовались - и вдруг перестал быть нужным? Возможно, асимметричные ответы перестали быть эффективными (Украина вступает в ЕС). Возможно, народ стал обращать внимание на свои, родные бактерии. Несомненно, велик накопленный административный вес Онищенко - вокруг его вероятного ухода возникла целая история.