Барышников с московским прицелом

Коллекцию знаменитого танцовщика Михаила Барышникова показывают на Волхонке, в Музее личных коллекций
Знаменитый танцовщик коллекционирует работы для себя и собратьев по вкусу/ Вячеслав Прокофьев/ ИТАР-ТАСС

Название выставки «Искусство, с которым я живу» точно отражает суть привезенного нью-йоркской ABA Gallery собрания. Живая легенда балета, Барышников не профессиональный коллекционер, подбирающий на аукционах экспонаты с тщательностью энтомолога. Он «собирает для себя» - то, что нравится, что дорого его сердцу. В результате в залах соседствуют эскизы к театральным декорациям и живопись, рисунки на случай и наброски костюмов, творчество любителей и профессионалов. Рядом с рисунками Иосифа Бродского - живопись Олега Целкова и ранние акварели Александра Арефьева, в одном зале с графикой знаменитой сюрреалистки Леонор Фини - рисунок «Ступни танцовщицы» классика американской хореографии Триши Браун.

Театр занимает главное место на выставке. Здесь и эскизы костюмов Сергея Судейкина для постановки «Петрушки» Игоря Стравинского предположительно 1925 года (есть еще несколько работ этого художника, в том числе карикатурная акварель «В мужском салоне красоты»), и современная сценография - например, эскиз занавеса для балета The Mollino room Дэвида Салле. Он был поставлен в 1996 году в Американском театре балета, когда им руководил Барышников. Эскиз тот получил в подарок, как и еще несколько работ, показываемых на Волхонке: рисунок Мерса Каннингема «Жуки и птицы» и проект театрального костюма (1913) классика украинского авангарда Александра Хвостенко-Хвостова.

У Барышникова много авторов, связанных с кругом Дягилева. Тридцать с лишним эскизов Александра Бенуа сделаны, правда, не для «Русских балетов», но для Иды Рубинштейн, а также европейских театров в 1930-1950-е годы. Есть и сам Дягилев - на двойных портретах Михаила Ларионова и Жана Кокто. Первый изобразил его с Аполлинером, второй - с Нижинским. Нижинского в балете «Видение розы» запечатлела Валентина Гюго (Гросс), настоящий фанат «Русских сезонов», годами не пропускавшая ни одного выступления дягилевской труппы в Париже, во время которых она сделала множество зарисовок.

Первую работу для своей коллекции Барышников купил в 1975 году, вскоре после эмиграции на Запад. В Москве собрание показывают почти полностью. Несколько месяцев назад владелец передал его фонду Baryshnikov Art Center. В течение двух лет фонд может лишь показывать коллекцию, затем вправе продать ее ради выполнения своей основной задачи - строительства в Нью-Йорке центра искусств. Не исключено, что потенциальный меценат поможет ГМИИ им. Пушкина приобрести собрание для Музея личных коллекций.

До 19 января 2014 года