Статья опубликована в № 3460 от 25.10.2013 под заголовком: Государство поможет автопрому субсидиями

Государство поможет автопрому субсидиями

С 2014 г. российские автозаводы могут получать из бюджета многомиллиардные субсидии. Фактически это будет заменой отменяемых льгот по уплате утилизационных сборов

  • Владимир Штанов
Размер субсидий только на выпуск автомобилей может составить около 25 млрд руб.
Д. Абрамов / Ведомости

О выплате субсидий говорится в проектах постановлений правительства, подготовленных Минпромторгом. Размеры выплат привязаны к объему производства и характеристикам автомобилей (категория, объем двигателя и экологический класс - «Евро-4» и «Евро-5»). К примеру, при выпуске легкового автомобиля класса «Евро-4» с объемом двигателя до 2 л размер субсидии может составить 12 000 руб., более 2 л - 13 000 руб. Максимальный размер субсидии по расходам на содержание рабочих мест предлагается в размере 9 млрд руб. в год (при выпуске более 400 000 автомобилей), на компенсацию расходов НИОКР - 125 млн руб. в квартал, на энергетику - 250 000 млн руб. в год. Субсидии смогут получить те производители, с кем заключены соглашения о промсборке (а это все крупнейшие автозаводы в стране, включая построенные иностранными компаниями), а также те, кто работает на территории ОЭЗ Калининградской области («Автотор»).

Разработанные меры должны поддержать конкурентоспособность автомобильной промышленности, отметил замминистра промышленности Алексей Рахманов. Выделять субсидии планируется ежеквартально в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом, и лимитов, утвержденных Минпромторгу, говорится в материалах министерства.

В Минэкономразвития проекты постановлений из Минпрома еще не поступали, позиции по ним нет, сказал его представитель. Представитель Минфина на вопросы «Ведомостей» вчера не ответил.

Общий объем поддержки в рамках предложений Минпромторга станет понятен после принятия бюджета, сказал Рахманов. В проекте, внесенном правительством в Госдуму, на развитие автопрома и повышение его конкурентоспособности в 2014 г. зарезервировано 99,3 млрд руб., в 2015-2016 гг. - по 106 млрд руб. В 2013 г. на эти цели запланировано только 9,5 млрд руб.

По данным «АСМ-холдинга», в 2012 г. в России было произведено 1,97 млн легковых автомобилей. То есть общая сумма субсидий для компенсации расходов по их выпуску может составить около 25 млрд руб. Предлагаемые субсидии, по всей видимости, призваны компенсировать расходы, которые возникнут у автопроизводителей, работающих в России, в связи с введением всеобщей уплаты утилизационного сбора с 1 января 2014 г., считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Скорее всего, эти про­цессы взаимосвязаны, соглашается советник по вопросам таможенного права DLA Piper Марина Лякишева.

С сентября 2012 г. утилизационный сбор на автомобили взимался с импортеров (базовая ставка для легковых автомобилей - 20 000 руб.), а локальные производители имели возможность дать гарантию утилизации машин. Евросоюз потребовал выравнять условия, в итоге президент России Владимир Путин 21 октября подписал закон о всеобщей уплате сбора.

По словам источника «Ведомостей», участвовавшего в подготовке проектов, объемы субсидий для того или иного автопроизводителя могут оказаться как больше, так и меньше его расходов на уплату утилизационного сбора. По оценке Беспалова, у «АвтоВАЗа» они могут составить в 2014 г. около 13 млрд руб., Ford Sollers (включая импорт) - 12 млрд руб., УАЗа - 5 млрд руб. Исходя из предложений Минпромторга, ежегодный размер субсидии, например, «АвтоВАЗа» для компенсации расходов по содержанию рабочих мест (в 2012 г. он выпустил более 550 000 автомобилей, по данным «АСМ-холдинга») могут составить до 9 млрд руб., по производству и гарантийному обслуживанию автомобилей - около 6,5 млрд руб.

Предлагаемые меры напрямую не запрещены нормами ВТО, но при выделении субсидий всегда есть риск того, что их могут оспорить, говорит источник «Ведомостей». Если возникнет судебный спор, сроки его рассмотрения в рамках ВТО могут занять не менее трех лет, замечает Лякишева. Так или иначе в условиях стагнации экономики власти разных стран часто используют меры поддержки внутренних производителей, добавляет она.

На «АвтоВАЗе» сегодня работает 66 500 человек, включая временных работников, и компания наращивает производство Lada Largus, Nissan Almera, занимается подготовкой к выпуску автомобилей Renault, замечает директор по внешним связям Игорь Буренков. Не исключено, что с введением утилизационного сбора в 2014 г. для всех автомобилей, произведенных на территории России, рыночная ситуация изменится, а следовательно, изменятся и объемы продаж, замечает он. Тогда государственные меры поддержки, например сохранение рабочих мест, будут актуальными. «Вообще, своих производителей поддерживают все страны, и Россия не исключение», - добавляет Буренков. «Мы надеемся на сохранение инвестиционных условий для компаний, имеющих собственные производства и локализацию продукции», - заметил представитель Ford Sollers. Другие автопроизводители, опрошенные «Ведомостями», от комментариев отказались.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать