От редакции: Россия без ЮКОСа

М.Стулов/ Ведомости

В современной истории России немало знаковых дат. Но не многие можно считать историческими развилками. Одна из них - случившийся 10 лет назад арест председателя правления и крупнейшего совладельца нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского.

Значимость процессов над Ходорковским, его партнером Платоном Лебедевым и 200 сотрудниками компании не ограничивается историей конкретных людей, большинство из которых были, по сути, заложниками. Ход дела ЮКОСа переломил взаимоотношения государства и бизнеса и во многом предопределил дальнейшее развитие страны. Ради достижения некоторых (тогда не ясных) целей власть пожертвовала развитием институтов, а именно формированием в России независимого суда и укреплением института собственности. Серия демонстративно жестоких приговоров и других решений по делам компании показала, что законы в России перестают работать, когда они противоречат интересам влиятельных фигур в окружении первых лиц государства и могущественных группировок в силовых ведомствах.

Показательные процессы негативно сказались на качестве отечественного правосудия. Служители Фемиды почувствовали, что они не арбитры, а часть команды, цель которой - покарать назначенного преступником вне зависимости от его действительной вины и состояния здоровья.

После дела ЮКОСа уголовная юстиция превратилась в ключевой инструмент решения споров хозяйствующих субъектов и управления экономикой. Почувствовав безнаказанность, следователи и прокуроры быстро вошли во вкус: в 2004-2006 гг. число осужденных по экономическим статьям выросло на 40%. Примерно в той же прогрессии выросло и число липовых дел, которые были затем прекращены или развалились в судах, но обогатили многих силовиков.

Последующий передел активов ЮКОСа в пользу равноудаленных чиновников и олигархов запугал бизнес, продемонстрировал предпринимателям, что их право собственности условно, владение ею зависит исключительно от благорасположения бюрократов. Отсутствие гарантий собственности заставило бизнес практически полностью эмигрировать в другие юрисдикции и породило ежегодный многомиллиардный отток капитала. Собственники обзавелись видами на жительство и паспортами других государств. Бизнес в России ведется в постоянном сознании институциональной неопределенности.

Это сильно ограничивает горизонты планирования и консервирует нынешнюю структуру экономики. Поход государства против ЮКОСа привел не к наведению порядка, а к деградации важнейших государственных институтов и окончательному превращению правоохранительной службы в инструмент извлечения статусной ренты.