Статья опубликована в № 3470 от 11.11.2013 под заголовком: Полиция делится на три

Полиция делится на три

МВД нужна комплексная реформа с последующей ликвидацией - разделение на три независимых уровня, выделение статистического учета и расследования должностных преступлений в отдельные службы, считают эксперты комитета Алексея Кудрина
Если не будет палочной системы, полицейские заработают иначе, считают эксперты
Е. Разумный для Ведомостей

Сегодня основатель Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин, недавно вошедший в общественный совет МВД, представит концепцию системной реформы правоохранительных органов, подготовленную для КГИ группой экспертов Института проблем правоприменения (ИПП) Европейского университета в Петербурге в сотрудничестве с фондом «Индем». В основу документа (выдержки из него см. на стр 06) легли результаты анализа работы правоохранительных органов, глубинных интервью сотрудников правоохранительных органов и судей, соцопросов.

В нынешнем виде правоохранительная система тормозит экономический рост и порождает нестабильность в обществе, отмечают авторы. Ее особенности - избирательность регистрации преступлений, игнорирование сложных дел, отсутствие обратной связи и контроля общества, как результат - отсутствие доверия граждан и страх.

Предлагаемая реформа должна затронуть не только МВД, но и Следственный комитет и ФСКН и в итоге привести к ликвидации МВД и ФСКН как отдельных ведомств. Многие проблемы порождены сверхцентрализацией управления, считают авторы, предлагая разделить полицию на три уровня - федеральную (расследование тяжких и особо тяжких преступлений, борьба с межрегиональной и оргпреступностью), региональную (преследование по нетяжким деяниям, охрана зданий органов власти региона и регулирование дорожного движения) и муниципальную (регистрация правонарушений, охрана общественного порядка, профилактика). Эти уровни автономны и независимы друг от друга, при этом региональная и федеральная полиции имеют подразделения вплоть до уровня районов. Разделение уровня подотчетности (у муниципальной - перед главой муниципалитета и местным собранием, у региональной - перед губернатором и заксобранием, федеральной - перед президентом) должно усложнить появление местной «полицейской мафии» и предотвратит появление новых Кущевок, а избирательный подход к регистрации будет ликвидирован при ее отделении от расследования.

Жалобы на отказ в регистрации должны стать одним из отрицательных критериев оценки эффективности муниципальной полиции, как и жалобы на работу самих полицейских. В целом вместо палочной системы, которая стимулирует фальсификацию отчетности, должна быть задействована система оценки по показателям, которые бы устанавливались в ходе публичного обсуждения специальной комиссией на базе местного законодательного органа.

В ходе реформы патрульная служба, участковые и дежурные части отойдут к муниципалам, следователи МВД и дознаватели министерства и ФСКН, а также ОМОН и подразделения ГИБДД - на региональный, федеральный же уровень будет создан на базе СКР. Отдельно создается федеральное агентство криминальной статистики и федеральная служба по расследованию должностных преступлений, в том числе с коррупцией должностных лиц, которая будет подчиняться Госдуме (она же будет утверждать ее руководителя).

Часть непрофильных функций предлагается передать в другие ведомства (см. врез). Предложенная концепция предполагает и сокращение численности служащих за счет перераспределения функций: станет меньше «штабистов», занятых анализом информации о состоянии преступности и планированием работы, - часть может перейти на работу в агентство статистики, а часть - на работу дознавателей. После такого перераспределения функций у собственно МВД не останется и его можно будет фактически ликвидировать, резюмируют исследователи ИПП.

Дополнительных финансовых расходов не потребуется, отмечают авторы концепции: новые службы будут созданы на уже существующей материальной базе, а повышение зарплат и материального обеспечения произойдет за счет сокращения расходов и численности управленцев. Передача полномочий должна идти только вместе с финансированием, без этого реформа невозможна, но вопрос равномерного распределения финансирования по регионам политический, выходящий за рамки собственно концепции, пояснила один из ее авторов - юрист Мария Шклярук.

Реформа потребуется масштабная, она затронет не только правоохранительную систему, но и межбюджетные отношения, муниципальную сферу и т. д. и в конечном счете возможна лишь при наличии политической воли, признает Шклярук. Однако она осуществима, считает эксперт: об этом говорили и действующие сотрудники правоохранительных органов, которых эксперты интервьюировали в ходе работы над концепцией и которым показывали уже готовые наработки. О работе над проектом были уведомлены и руководители органов, которые затронет реформа, рассказала она.

Получить комментарии представителя МВД не удалось. По словам сотрудника центрального аппарата МВД, проекты преобразования этого ведомства в муниципальную и федеральную полицию с выводом внутренних войск из подчинения ведомству активно предлагались во времена, когда министром был Борис Грызлов, но тогда Минфин, который возглавлял Кудрин, не поддержал эти проекты из-за нехватки финансирования. Нет оснований считать, что и сейчас, когда темпы развития экономики замедляются, эти дорогостоящие проекты будут поддержаны Минфином. Запланированного же размера увеличения финансирования МВД на такую глобальную реформу не хватит, говорит собеседник «Ведомостей», и никакое сокращение штатов не позволит высвободить эти средства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать