Россия торговая

В России за первое полугодие 2013 г. введено 420 000 кв. м торговых площадей - больше, чем в любой другой европейском стране. Но из расчета на душу населения наша страна по-прежнему среди отстающих
На московской торговой недвижимости можно заработать 9% годовых/ А. Махонин/ Ведомости

За первые шесть месяцев 2013 г. в России построено 456 200 кв. м торговых площадей, подсчитала консалтинговая компания Cushman & Wakefield. Это самый высокий показатель в Европе: на втором месте Турция, где за этот же период построили 422 500 кв. м. Среди построенных за это время объектов в России - ТРЦ «Акварель» (121 800 кв. м) в Волгограде, РИО (Ленинский пр-т, 76 000 кв. м) в Москве, «Континент» (74 700 кв. м) в Санкт-Петербурге и т. д. С учетом новых площадей общий объем торговых центров теперь составляет 16,5 млн кв. м. Больше только в Турции и Великобритании.

Впрочем, Великобританию Россия может обогнать уже к концу 2014 г. - к этому времени в стране планируется построить еще 3,2 млн кв. м, следует из отчета. Начальник департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская говорит, что, по прогнозам ее компании, к концу 2014 г. Россия займет даже 1-е место в Европе по объему действующих торговых объектов с показателем чуть менее 19 млн кв. м.

Но по соотношению торговых площадей и числа жителей Россия только на 28-м месте среди европейских стран.

На 1000 человек в России приходится только 111,4 кв. м (в прошлом году было 107,6 кв. м). В Норвегии, которая занимает 1-е место по этому показателю, на 1000 человек приходится 632,2 кв. м, а в Люксембурге (2-е место) - 538,6 кв. м (см. врез).

Несмотря на масштабное строительство, девелоперы и ритейлеры не считают, что рынок торговых площадей близок к насыщению. «Мы не видим рекордного количества торговых центров: компания постоянно ищет новые помещения под аренду, и скажу, что это сложно. Торговых центров недостаточно», - передал через представителя гендиректор продовольственной сети «О'кей» Патрик Лонге. Нехватка торговой недвижимости, по его словам, сказывается на ставках аренды - они не снижаются. В некоторых городах, например Казани и Краснодаре, рынки уже довольно насыщены, но в городах с населением меньше 500 000 человек торговых центров по-прежнему не хватает, говорит Булат Шакиров, гендиректор Praktika Development. В Москве, по его наблюдениям, много крупных объектов, но недостаточно районных торговых центров шаговой доступности.

Инвесторы спешат заработать на дефиците торговых объектов. Так, недавно о планах вкладывать в строительство торговых центров в регионах объявил РФПИ, а основатель «Росбилдинга» и Horus Capital Сергей Гордеев создал компанию «Платформа», которая будет собирать фонды в том числе и для инвестиций в торговую недвижимость. В сегменте торговой недвижимости хорошая доходность - в Москве для премиальных объектов она составляет около 9% годовых, а регионах достигает 10-13%, говорит Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE. Это существенно выше, чем в других европейских городах, продолжает он: например, в Лондоне она составляет лишь 2,75-3,5%, Париже - 4-4,5%, Варшаве - около 6%, Праге - 6,25%.