Медведев прокатился бесплатно

Проезд по первой в России платной концессионной трассе обойдется в 8 руб./км. Проект показал, что расценки у частников будут выше, чем на дорожных проектах с гарантированной поддержкой из бюджета и государственным тарифом
Объехать пробки можно будет за 150 руб./ Евгений Самарин/ РИА Новости

Вчера заработала первая федеральная трасса, построенная по концессионному соглашению, - участок от МКАД до 33-го км трассы М1 «Беларусь» в обход Одинцова. Первым дорогу опробовал премьер Дмитрий Медведев, который за рулем BMW X5 провез по участку мэра Москвы Сергея Собянина. Платить за проезд не пришлось ни им, ни другим автомобилям кортежа - до следующего года участок будет работать в тестовом режиме.

«Государственно-частное партнерство (ГЧП) дало свои прямые результаты на дороге», - радовался Медведев. До этого результатами ГЧП по дорожным контрактам могли воспользоваться только жители Санкт-Петербурга - там уже запущен построенный с привлечением частных инвесторов Западный скоростной диаметр.

Концессионное соглашение было подписано в 2009 г., осенью 2010 г. началось строительство. Концессионер - консорциум «Главная дорога» под руководством ЗАО «Лидер» Юрия Ковальчука и его партнеров (см. врез).

Общая стоимость строительства - 25,48 млрд руб., 11 млрд из них государство выделило из инвестфонда, остальное концессионер занимал, размещая облигации. Выкупали их в основном пенсионные фонды, в том числе «Газфонд» и «Благосостояние». Еще 2,17 млрд руб. ушло на подготовку территории. Проект должен окупиться за 16-18 лет, говорит сотрудник концессионной компании. Концессионер будет содержать трассу до 2039 г.

С МКАД на новый платный участок ведет новая Молодогвардейская развязка. Она в концессионный проект не входит, так как строилась за счет бюджета. Общая стоимость строительства сопоставима с затратами на сам обход Одинцова - 19,4 млрд руб. К субботе будет сдана только первая очередь, окончательно развязка будет готова через год. Подряд на ее строительство получила группа АРКС (25% принадлежит «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко).

Предполагается, что на обход Одинцова можно будет напрямую попасть с будущего платного дублера Кутузовского проспекта, правда, правительство Москвы пока только ищет инвестора, который поможет разгрузить Кутузовский.

За трассу М1 «Беларусь», на которую выходит новый платный обход, также отвечает госкомпания «Автодор»: к чемпионату мира по футболу 2018 г. должны быть завершены реконструкция М1 от МКАД до 132-го км и строительство альтернативного маршрута с 33-го до 132-й км, следует из программы деятельности «Автодора». «Лидер» может принять участие и в конкурсе за право работать на головном участке М1, говорят два человека, близких к компании. Реконструкция остальной трассы начнется с 2019 г., а до этого времени ожидается лишь «комплексное обустройство», рассчитывает «Автодор».

Плата за проезд по новому участку для легковых автомобилей составит 150 руб. в дневное время (т. е. 8,1 руб./км) и 80 руб. ночью (4,3 руб./км). Тарифы для грузовых автомобилей концессионер еще не опубликовал, но большая часть трафика придется на легковые автомобили, ожидает компания.

Это первый платный участок, где тариф устанавливает частник, а не государство: на действующих платных секциях М4 «Дон» действует тариф «Автодора» - не более 1,5 руб./км для легковых автомобилей. Через год должна заработать вторая концессионная трасса - первый участок трассы М11 Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км. Работающая на трассе Северозападная концессионная компания (СП «Мостотреста» и Vinci) пока не публиковала окончательные тарифы, но они точно превысят государственные 1,5 руб.: назывался «средневзвешенный тариф» в ценах 2008 г. - 3,6 руб./км.

Концессии без государственных платежей возможны лишь там, где гарантирован платежеспособный спрос, - в первую очередь на выезде из крупных городов, объясняет сотрудник крупной инфраструктурной компании, а если тариф ограничить, окупить инвестиции будет практически невозможно и частники будут требовать от государства дополнительных гарантий или пытаться переложить на государство большее количество рисков.