Пенсионная реформа: Угадай правильный год

Балльная система приведет к непредсказуемости размера пенсий Алексей Мальгавко/ РИА Новости

Госдума один за другим принимает в первом чтении законы из правительственного пакета по пенсионной реформе. Как ни странно, эта тема, затрагивающая буквально всех граждан нашей страны, не вызывает широкого общественного резонанса. Во многом потому, что никто, кроме узких специалистов, толком не понимает, в чем конкретно данная реформа состоит. Один из основных и одновременно самых неясных элементов реформы - переход на балльную систему учета пенсионных прав.

Сегодня наши пенсионные права учитываются в рублях. Пусть это виртуальные записи на счетах, подверженные рискам инфляции, но все понимают, что задним числом количество рублей на персональном счете гражданина уменьшено быть не может, а рубли хоть и деревянная, но понятная валюта.

Теперь наши права будут учитываться в баллах, стоимость которых будет варьироваться от года к году непредсказуемым образом. В итоге может оказаться, что в год вашего выхода на пенсию она окажется гораздо ниже размера ваших реальных накоплений. При этом вы никогда не сможете узнать, какая пенсия вам полагается, ибо ваши накопления хранятся не в рублях, а в баллах, а курс балла непредсказуем более чем на несколько лет.

Балльная система обещает снижение долгосрочной стабильности пенсионной системы и непредсказуемость размера пенсий.

Если говорить простыми словами, курс, по которому баллы будут обмениваться на рубли, определяется по принципу: доходы ПФР за год разделить на количество баллов, предъявленных пенсионерами к оплате в том же году. Доходы ПФР зависят от изменчивой экономической конъюнктуры и прогнозируются слабо. Количество пенсионеров, которые решат выйти на пенсию именно в этот год, также непредсказуемо из-за созданных стимулов к более позднему выходу на пенсию.

В год с плохой экономической конъюнктурой, когда доходы ПФР ниже, на пенсию выйдет больше пенсионеров (их сократят в первую очередь), а в год хорошей конъюнктуры, когда доходы ПФР на высоте, пенсионеров, предъявивших баллы к оплате, будет меньше. Такая система заведомо разбалансирована, ибо различные факторы, на нее влияющие, не в противофазе, а резонируют. В результате пенсия будет зависеть не столько от размера реальных накоплений, сколько от стоимости балла в год выхода на пенсию. Российским гражданам предлагается сыграть в своеобразную рулетку «Угадай правильный год выхода на пенсию».

ПФР превращается в организацию, которая продает баллы по одному курсу, а покупает по другому.

За время трудовой деятельности мы перечисляем в ПФР страховые взносы. ПФР в свою очередь переводит эти реальные деньги в виртуальные баллы, т. е., по сути, продает нам баллы по определенному курсу. Когда мы выходим на пенсию, в зависимости от имеющегося у нас количества баллов ПФР назначает нам определенный размер денежных выплат, тем самым выкупая эти баллы обратно. И как у настоящего обменного пункта, курс покупки виртуальных баллов будет отличаться от курса их продажи, так как деньги граждан на баллы меняют по одной формуле, а возвращают их уже по другой.

Курс, по которому мы продаем баллы, зависит от доходов ПФР и числа пенсионеров, но индексируется не ниже инфляции. А курс, по которому мы будем приобретать баллы, привязан к порогу регрессии по страховым взносам, устанавливаемому ежегодно правительством. Если говорить упрощенно, то курс покупки баллов зависит от роста средней заработной платы в стране.

Данные курсы неизбежно разойдутся довольно быстро. Для иллюстрации демонстрирую, как выглядела бы эта система в действии, если бы ее ввели в 2010 г. (принято допущение, что стоимость балла индексируется по инфляции). Мы видим, что, если бы мы перешли на данную систему три года назад, при определенных условиях ПФР уже сегодня продавал бы гражданам баллы по 56 800 руб., а выкупал бы их обратно по 50 000 (см. таблицу). Как разработчики реформ планируют избежать данного эффекта в среднесрочной перспективе - ума не приложу.

В целом балльные системы не являются чем-то необычным и применяются рядом развитых стран. Вопросы вызывают неустранимые внутренние противоречия предлагаемой модели, сложность прогнозирования, а также отсутствие внятных целей столь трудоемкого перехода.

Среди реальных мотивов, движущих правительством, можно предположить два:

1) в краткосрочной перспективе максимально запутать общественность, чтобы за сложными формулами скрыть ряд непопулярных решений, направленных на фактическое повышение пенсионного возраста и конфискацию накопительной части пенсионной системы;

2) в долгосрочной перспективе, когда разбалансированная пенсионная система неизбежно столкнется с невозможностью выполнять взятые на себя обязательства, иметь возможность объявить, что резкое сокращение пенсионных выплат происходит по закону: «у вас же не деньги, у вас баллы, а баллы нынче дешевы».

Хотелось бы напомнить, что одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность функционирования пенсионной системы, является уровень доверия граждан к государству. И если вы хотите сформировать это доверие, нельзя проводить пенсионную реформу каждые несколько лет. В рамках предлагаемой реформы, помимо введения балльной системы, предусмотрен ряд вполне разумных мер по стимулированию более позднего добровольного выхода на пенсию. Дольше работаешь - большую пенсию получаешь. Но если люди не доверяют системе, ни одна из этих мер не сработает. Зачем больше работать и позже выходить на пенсию, если правила могут в любой момент измениться?