Прокурорский блок

Право внесудебной блокировки сайтов могут получить руководители Генпрокуратуры. Пострадать могут и СМИ
Fotolia/ PhotoXpress

Законопроект депутата ЛДПР Андрея Лугового о внесудебной блокировке сайтов (поправки в закон об информации и ее защите) в пятницу одобрен информационным комитетом Госдумы и может быть быстро принят. Первое чтение намечено на завтра, на принятие поправок будет отведен день, сказала представитель аппарата комитета.

Документ нужен для защиты общества от противоправной информации, объяснил Луговой членам комитета. К ней законопроект относит призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности и публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением правил.

Речь о том, чтобы блокировать ресурсы немедленно - не отводить на эту процедуру несколько суток, как предусмотрено другими законами, объяснил депутат.

Механизм требуется не столько для соцсетей, сколько для обычных сайтов - на сходы в Бирюлеве людей созывали с помощью ресурса «Яндекс.Пробки», объяснил депутат. Решение о блокировке сайтов будет принимать генпрокурор или его заместители - это исключит злоупотребления, считает Луговой.

Блокировка будет производиться сразу после обращения прокуроров в Роскомнадзор, а того - к операторам связи и провайдеру хостинга, на котором находится ресурс. На уведомление владельца сайта о причинах блокировки провайдеру дается рабочий день, ресурс будет разблокирован после того, как с него будет удалена запрещенная информация, следует из законопроекта. Для связи с Роскомнадзором в Генпрокуратуре, видимо, будет создано специальное подразделение, полагает Луговой.

От имени фракции единороссов законопроект поддержал депутат Роман Чуйченко, но выразил опасение: могут появиться провокаторы, специально оставляющие записи на сайтах, чтобы добиться их блокировки. Защиту для таких случаев комитет искать не будет, дал понять его председатель Алексей Митрофанов: за это предусмотрена уголовная статья, но с теми, кто готов пойти на крайности, ничего не поделаешь.

Инициативу поддержал комитет по делам национальностей - соисполнитель по этому законопроекту: запрещенные призывы «формируют в обществе массовое сознание, а потому способны нести огромный вред», говорится в его заключении. У проекта высокие шансы на принятие, сказал «Ведомостям» человек, близкий к руководству Госдумы.

Представитель Минкомсвязи сказал, что ведомство не получало этот законопроект в официальном порядке, поэтому воздержался от комментариев.

Документ раскритиковала комиссия по правовым вопросам РАЭК, замечания направлены в Госдуму, Минкомсвязи и Генпрокуратуру, сказал «Ведомостям» представитель организации (на заседании комитета Госдумы об этом сказано не было). Проект дублирует неработающий порядок блокировки ресурсов по судебным решениям, а позволяя блокировать материалы без суда, дает прокурорам полномочия суда - это противоречит Конституции (признавать материалы экстремистскими может только суд), сказано в заключении РАЭК. Кроме того, юристы отметили, что в законопроекте нет перечня информации, которую смогут блокировать прокуроры, значит, возможно расширительное толкование закона, а для блокировки СМИ не предусмотрен особый порядок, хотя он есть в законе о СМИ.

Законопроект Лугового расширяет перечень оснований для внесудебной блокировки сайтов: первым был принятый в 2012 г. закон о защите детей от вредной информации - тогда авторы уверяли, что дальше не зайдут, в этом году начал действовать антипиратский закон, проект Лугового - третий и дальше этот перечень продолжит разбухать, не сомневается правовой аналитик ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов.

Эксперт уверен, что закон будет применяться в политических целях, но, как и предыдущие инициативы, заявленной цели не достигнет - пытаться помешать самоорганизации граждан в интернете - все равно что носить воду в решете, говорит собеседник «Ведомостей». При этом снова пострадают ресурсы, которые делят одни IP-адреса с блокируемыми, говорит Гайнутдинов.

Добропорядочные ресурсы, в том числе СМИ, от закона не пострадают: квалификация генпрокурора и его заместителей позволит отличить единичную запись от массовых призывов, считает первый зампредседателя информационного комитета Леонид Левин. Речь о том, чтобы законопослушные ресурсы, такие как «Яндекс.Пробки», выстроили алгоритм своих программ так, чтобы их нельзя было использовать для третьих целей, говорит депутат.

По данным «Роскомсвободы», сейчас вместе с 452 запрещенными сайтами заблокировано более 35 000 добропорядочных. Суды об обжаловании блокировок могут длиться полгода-год, сказал правозащитник.