Статья опубликована в № 3496 от 17.12.2013 под заголовком: Заработать на стагнации

Заработать на стагнации

Юристы умеют зарабатывать на проблемах не только клиентов. Экономическая стагнация пополнила их портфель новыми заказами - все охотятся за государственно-частными проектами

Замедление экономики, дефицит бюджета, сокращение инвестиционных расходов государства - все это может поддержать юрфирмы, поставившие на практику государственно-частного партнерства (ГЧП). Один проект может накормить сразу три фирмы: консультанты нужны и госзаказчику, и его частному партнеру, и банку. Только «Автодор» собирается потратить на консультантов 3,6 млрд руб. до 2020 г., в том числе 1 млрд за четыре года на проекты трассы М11 Москва - Санкт-Петербург.

Плохо проработанный проект не заинтересует инвесторов или окажется невыгодным государству, объясняет партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. Инвестор может отказаться от участия в конкурсе, если обнаружит, что не может контролировать передаваемые государством риски, отмечает советник Dentons Илья Скрипников, это чревато отменой конкурса. Расходы на консультантов только кажутся большими, признает один из клиентов: цена ошибки слишком высока.

Задача консультантов госзаказчика - подготовить конкурсную документацию, которая привлечет инвестора, объясняет представитель Росавтодора. Хотя в Газпромбанке есть подразделение, ответственное за сделки ГЧП, внешние консультанты всегда привлекаются, отмечает исполнительный вице-президент банка Алексей Чичканов.

Юрфирмы, столкнувшиеся с сокращением частных заказов, откликнулись на планы государства. Игроков на этом рынке больше, чем проектов, делится впечатлениями председатель комитета партнеров «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев. «Практика ГЧП растет, мы расширяем группу, дополняя ее опытными юристами из финансовой и корпоративной практик», - говорит партнер Freshfields Bruckhaus Deringer Иннокентий Иванов. Самая динамичная из московских практик Gide Loyrette Nouel, рассказывает Долгов: она приносит около 20% дохода. Соперничающая с Freshfields за лидерство Herbert Smith Freehills (делят первую группу рейтинга Chambers) перспективы не комментирует.

Развивать направление ГЧП готовы многие крупные юрфирмы, пока не имеющие отдельной практики или не относящиеся к числу лидеров этого рынка (см. врез).

Работа для иностранцев

В рейтинге Chambers лишь две российские фирмы - Capital Legal Services и Vegas Lex в последней 4-й группе. Доминировать продолжат международные юрфирмы (ILF) с развитой российской практикой, считает один из клиентов: нужен международный опыт. Без них не обойтись, если вовлечены иностранные партнеры или привлекается иностранное финансирование, замечает представитель Северо-Западной концессионной компании (СЗКК).

Но и российский опыт - обязательное условие, подчеркивает начальник службы правовой и корпоративной работы НПО «Мостовик» Андрей Стерлягов. Случалось, что иностранная юрфирма могла лишь предложить шаблон и рассказать, как проекты реализуются в Европе, но неверно оценивала риски в России, рассказывает представитель СЗКК, ILF должна иметь сильный российский офис, который может оперативно дать совет.

Рынок настолько узкий, что может начаться конкуренция не за проекты, а за квалифицированного консультанта, опасается менеджер компании, участвующей в ГЧП. Только «Автодор» в 2012 г. объявил четыре конкурса, еще два проекта предложил Росавтодор, на каждый - несколько претендентов, и всем нужен юридический консультант.

Эти опасения обоснованны, замечает Иванов: получить достаточный опыт можно, поработав на нескольких сложных проектах ГЧП, желательно для разных сторон, т. е. публичных участников, спонсоров и кредиторов. Таких примеров пока немного. Консультантов же, которые довели проект до финансового закрытия, - единицы, указывает он. На федеральном уровне это лишь две концессии - участок трассы М11 Москва - Санкт-Петербург и платный обход Одинцово.

Поэтому юрфирмы отчаянно конкурируют за специалистов. Так, в 2010 г. Ольга Ревзина, возглавлявшая практику ГЧП в Gide Loyrette Nouel, перешла партнером в Herbert Smith вместе со старшим юристом, в ответ Gide Loyrette Nouel переманила Долгова из Allen & Overy.

Рынок узкий, в основном ограничен транспортной инфраструктурой, объявленных проектов немного - это препятствие для развития практики, считает Ревзина. Ставка делается на мегапроекты дороже $250-300 млн, а для консультантов лучше, если бы было больше средних, на $100-150 млн, замечает Долгов: гонорар консультанта примерно одинаков, а у средних проектов, как правило, больше шансов быть реализованными.

Работа для россиян

Пока российские юрфирмы, которые претендуют на крупные федеральные заказы, как правило, занимаются «публичным девелопментом», замечает один из юристов: работают на государство, помогая запустить проект, но не готовы его структурировать и сопровождать вплоть до завершения. У них больше шансов получить региональные или муниципальные проекты, отмечают эксперты. Необязательно привлекать ILF на локальные проекты стоимостью менее 10 млрд руб., считает представитель СЗКК: можно положиться на опыт российского консультанта.

Увеличение портфеля региональных проектов - это необходимая предпосылка для участия в тендерах на крупные заказы, прежде всего в транспортной инфраструктуре, замечает партнер «Линии права» Андрей Новаковский. Компания уже приняла участие в 10 концессионных проектах в шести регионах и, хотя пока выручка от ГЧП незначительна, рассчитывает довести ее до 25% от всех доходов.

Но некоторые российские юрфирмы все же получают и крупные проекты. Так, в сентябре Vegas Lex выиграла конкурс на юридическое, техническое и финансовое сопровождение системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 т. Его проводило подведомственное Росавтодору ФКУ «Дороги России», главным критерием (60% итогового балла) была цена. Самую дешевую заявку подала Gide Loyrette Nouel (40 млн руб. при стартовой цене в 144 млн), но победить не смогла. Заявку не допустили из-за несоответствия требованиям документации, Gide Loyrette Nouel оспорила это решение в московском УФАС, но во время повторного рассмотрения заявка вновь не была допущена - на этот раз из-за неправильно оформленной доверенности на имя руководителя московского офиса Давида Ласфарга. Второй раз компания оспаривать итоги конкурса не стала, и победу одержала Vegas Lex (105 млн руб.).

Vegas Lex была признана победителем конкурса в соответствии с действующим законодательством, подчеркивает представитель Росавтодора. Gide Loyrette Nouel могла снова обжаловать не устроившие ее моменты конкурса, но, поскольку новых жалоб не поступало, признаков непрозрачности и недобросовестности в тендере нет, считает председатель совета партнеров Vegas Lex Альберт Еганян.

Требования могут быть сформулированы под определенного претендента, рассказывает партнер ЮСТ Евгений Жилин. Иногда государство заказывает предварительное структурирование проектов, но дальше не идет, сетует другой юрист: заказ нужен, только чтобы освоить средства.

Совет государству

«По 94-ФЗ о госзакупках самый хороший юрист - это самый дешевый юрист», - иронизирует один из госзаказчиков. Можно предусмотреть и другие критерии, подчеркивает представитель Росавтодора: квалификационные требования, гарантии качества услуг. Они формулируются в зависимости от специфики проекта, указывает он, а с 2014 г., когда заработает федеральная контрактная система (ФКС), можно будет проводить двухэтапные конкурсы с предквалификацией.

Проблемы отбора даже не в законодательных ограничениях, считает другой госзаказчик: трудно поставить оценку. История участия фирмы в проектах не всегда говорит о ее квалификации - юристы целыми командами переходят из одной фирмы в другую, оставляя на память о себе лишь список проектов. Имя человека тоже не всегда говорит о его квалификации: неизвестно, в какой мере он был вовлечен в подготовку проектов. Госзаказчики только учатся быть квалифицированными покупателями юридических услуг, резюмирует собеседник «Ведомостей».

Нет ни единой госполитики в области ГЧП, ни курирующего ведомства, замечает Скрипников: только Минэкономразвития и Минтранс компетентны в ГЧП. Нет и единой базы проектов, отмечает Ревзина. Зарегистрировано около 700 концессионных соглашений, но сколько из них действующих - не знает никто.

Нормативная выгода

Принятие закона о ГЧП затягивается, нормативная база разрозненная и недостаточно проработанная. Случается, что пробелы мешают запустить проект. Например, в Перми конкурс на привлечение консультанта по ГЧП для строительства дороги отменила ФАС, так как законодательство не определяет, что такое ГЧП.

Почти все юрфирмы консультируют Минэкономразвития или регионы при подготовке законодательства о ГЧП. Это способ стимулировать развитие рынка, объясняет Ревзина. «Проекты можно структурировать и по действующему законодательству - юристы могут придумать все, что угодно», - признает один из консультантов, но вложить придется больше. Проблемы нормативной базы преувеличены юристами, не согласен один из клиентов: это способ повысить гонорары. Нет стандартизированной модели и каждый раз приходится начинать с чистого листа, говорил старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов: это позволяет консультантам выставлять хорошие счета.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать