Быстрый или мертвый

Менеджер, пришедший в молодую компанию, надеется на быструю карьеру и вряд ли думает о том, что в начинающем бизнесе работу можно потерять так же быстро, как и получить
Е.Разумный для Ведомостей

Стив Фредерик из венчурной компании Grotech Ventures вспоминает одного топ-менеджера, которого на его глазах уволили из начинающей компании буквально через три дня после найма. «Его словно в один миг отрезали от компании, как хирург отрезает скальпелем больной орган», - рассказывает Фредерик. Он говорит, что любой, кто устремляется в поисках новых карьерных и финансовых возможностей в начинающую компанию, должен помнить, как сильно он рискует.

Четверть на вылет. 25

процентов - столько сотрудников, по данным исследования бюро трудовой статистики США, меняют молодые компании к своему первому дню рождения. В исследовании проанализированы изменения в сфере трудоустройства с марта 2012 г. по март 2013 г. Для сравнения: в утвердившемся на рынке бизнесе, а это, по мнению исследователей, компании, существующие не менее 18 лет, работу теряет ежегодно всего 6,6% персонала

Рискованное предприятие

Первый и главный риск - компания может оказаться не очень удачливой и быстро разориться. Есть и личные риски. Вновь пришедшие сотрудники часто не понимают, насколько неустойчиво их положение в новой организации. Менеджеры по персоналу часто говорят, что дают возможность не совсем хорошо проявившим себя сотрудникам пройти трехмесячный испытательный срок. Но в реальности увольняют людей гораздо быстрее.

Частично это связано с особенностями развития молодого бизнеса. В 2011 г. Эрик Райс выпустил книгу «Бережливый стартап» (Lean Startup), в которой назвал бережливость и экономию средств главной характерной чертой начинающих компаний. Именно эта черта заставляет компании отбрасывать все эмоции и постоянно идти вперед, раз за разом выпуская улучшенную версию продуктов и устраняя все, что не служит интересам клиентов.

«Мы живем в мире, где любое крушение происходит очень быстро», - говорит Джон Грейтхаус, преподаватель дисциплин по предпринимательству Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и партнер одной венчурной фирмы. «Но, по-моему, когда речь идет о найме сотрудника, дела обстоят иначе. Ведь на кону жизнь человека», - добавляет он.

Ненужные навыки

Yammer, социальная сеть, которую в прошлом году купила Microsoft, уволила около 30% разработчиков в первые четыре года своего существования, рассказывает Адам Пизони, директор по технологиям компании. «У нас неплохо получалось избавляться от людей, которым не хватало навыков», - говорит он. Руководители технологических отделов были «крайне честны», когда оценивали новичков, добавляет Пизони.

Проблема начинающей компании еще и в том, что навыки, которые требовались ей в феврале, уже не вписываются в ее стратегический план в июне. К примеру, социальная сеть Twitter начинала свой путь в бизнесе как побочный проект Odeo, компании по созданию и распространению звуковых и видеофайлов в стиле радио- и телепередач в интернете. Понятно, что от ее сотрудников поначалу требовали совсем иных знаний и навыков.

«Умные и квалифицированные сотрудники могут потратить месяцы на создание масштабной инфраструктуры только для того, чтобы выяснить, что трудились напрасно. Рынок не принимает их продукт», - объясняет Стив Робинсон из рекрутинговой компании StartUpHire, который сам является соучредителем трех компаний.

Еще одна большая проблема - это сами основатели бизнеса. Идейные вдохновители, сосредоточенные на развитии продукта, подчас оказываются никудышными менеджерами. Они не понимают, какими качествами должны обладать сотрудники. Или вместо профессионалов они нанимают друзей и знакомых, рассказывает Сьюзан ЛаМотте из Exaqueo, консалтинговой компании по вопросам найма в начинающие компании. ЛаМотте вспоминает основателя одной компании, которого она когда-то консультировала. Он переживал из-за того, что приблизительно 40 сотрудников его компании постоянно грызлись между собой. Бизнесмен нанимал людей, обращая внимание только на их профессиональные компетенции в технологической отрасли. А потом с ужасом признался: «Я нанимал лучших и самых ярких. А теперь они все друг друга ненавидят».

Медлительность не прощают

Еще одна значимая проблема в том, что сотрудники, пришедшие из крупных компаний, недостаточно быстро работают. А это категорически не устраивает владельцев. Так, в Plated, компании, продающей наборы ингредиентов для еды домашнего приготовления, соучредитель Ник Таранто за первый год в бизнесе уволил пять менеджеров. Среди них была женщина, которую изначально взяли для установления партнерских отношений с комплексами апартаментов, известными шеф-поварами и телеканалами. В прошлом она работала консультантом по менеджменту. Сотрудница потратила месяц на создание презентации в программе PowerPoint, которая была очень хорошо сделана. Но за это время не нашла ни одного партнера, говорит Таранто. «Такое отношение к срокам выполнения задания никуда не годится. Ведь у нас в руках был только стартовый капитал, которого могло хватить всего на несколько месяцев», - объясняет он.

Тим Уолтерс, гендиректор RoundPegg, компании - разработчика компьютерных программ, взял своего друга и инвестора Джима Макея в маркетинговый отдел своей только что открывшейся компании. Но Макей, бывший вице-президент по маркетингу, привык отдавать приказы, а не привлекать новых клиентов. Сейчас Макей говорит, что даже не был удивлен, когда три месяца спустя основатели предложили ему покинуть пост.

Начинающие компании увольняют так часто и так много, что увольнение из подобной организации даже нельзя назвать срывом в карьере. Это неприятный опыт. Тем более что многие работники даже не думают о том, что с ними может такое случиться. «Меня предупреждали: будь осторожен, новые компании появляются и тут же разоряются», - рассказывает Майкл Хейст, которого уволили из молодой компании Quirky через четыре месяца после найма. «Пока ты сам не поработаешь в молодой компании, ты ни за что не поймешь, что это такое и как себя следует там вести», - добавляет он.