«Тулпар» отправился вслед за «Татарстаном»

Росавиация отозвала лицензию еще у одной татарстанской авиакомпании - «Тулпар». Основной владелец собирается ее ликвидировать

ООО «Авиакомпания «Тулпар»

Совладельцы (данные ЕГРЮЛ): Азат Хаким (50%), «Антонов груп - С.Э.З.» (49%), ООО «Волжско-Камское судоходное общество» (1%). Финансовые показатели (2012 г.): Выручка - 406,3 млн руб., чистый убыток - 13,3 млн руб.

ООО «Авиакомпания «Тулпар эйр»

совладельцы (данные ЕГРЮЛ): Азат Хаким (49%), ОАО «Таиф» (51%). Финансовые показатели (2012 г.): Выручка - 660 млн руб., чистый убыток - 82,1 млн руб.

Об отзыве сертификата эксплуатанта у АК «Тулпар» Росавиация сообщила вчера, приказ об этом подписан 23 декабря.

После крушения 17 ноября Boeing-737 АК «Татарстан» Росавиация кроме «Татарстана» внепланово проверила все остальные авиакомпании республики - «Ак барс аэро», «Тулпар», «Тулпар эйр», «КАПО авиа», рассказал советник руководителя ведомства Сергей Извольский. Проверка в «Тулпаре» выявила несоблюдение сертификационных требований; нарушения установленных норм налета, рабочего времени, времени отдыха летных экипажей, а также «порядка поддержания квалификации членов летного и кабинного экипажей», говорится в сообщении Росавиации.

Чартерный перевозчик «Тулпар» входит в одноименную группу компаний (см. врез) вместе с «Тулпар эйр». У «Тулпар эйр» свой сертификат эксплуатанта, она занимается бизнес-перевозками.

За два дня до авиакатастрофы в Казани -15 ноября - «Тулпар» самостоятельно остановил эксплуатацию пяти самолетов Як-42Д, рассказал председатель совета директоров группы Азат Хаким. По его словам, у компании восемь судов, но три не эксплуатировались - это невыгодно. «За полгода мы получили 22 млн руб. убытков, за девять месяцев - 35 млн руб.», - сказал Хаким. Он обещает ликвидировать авиакомпанию и утилизировать, если не получится сдавать в аренду.

Председатель профсоюза летного состава авиакомпании «Татарстан» Артур Бульхин говорит, что двигатели для «яков» ремонтируют на Украине и «не на высшем уровне» - после ремонта они теряют мощность, а это повышает расход топлива. Самолеты «Як» экономичны и эксплуатировать их дешевле, чем зарубежные лайнеры со вторичного рынка, тем более купленные в лизинг, отмечает он.

Если «Як» находится в собственности и компании не нужно платить за него лизинговые взносы, он может быть выгодным, считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но в условиях постоянной эксплуатации самолет Boeing-737 экономичнее и выгоднее, добавляет он. По словам Пантелеева, «Тулпар» использовал «выгодную схему», при которой самолеты «Як» постоянно не летали, а использовались для подстраховки других авиакомпаний, на случай если у тех не хватит бортов, - «Тулпар» часто выполнял на «Як» рейсы за другие авиакомпании. Эту информацию подтвердил представитель АК «Татарстан».