Год смартфона

В 2013 г. сначала за рубежом, а потом и в России смартфоны превзошли по продажам обычные телефоны. Это на руку сотовым операторам

На эти изменения обратили внимание и сотовые операторы. По данным МТС, растет доля смартфонов в мобильном интернет-трафике: в III квартале 2013 г. на них приходилось 20% трафика против 18% в I квартале. Владельцы смартфонов генерируют почти вдвое больше интернет-трафика, чем абоненты с простыми телефонами, что благотворно влияет на выручку «Вымпелкома», отмечает его представитель Анна Айбашева. Сам трафик на смартфонах в 2013 г. тоже удвоился, добавляет она. Об удвоении объема данных, скачанных и переданных владельцами смартфонов, говорит и представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Средний счет абонента (ARPU) при переходе с обычного телефона на смартфон увеличивается примерно на 30%, утверждает представитель МТС Алексей Меркутов.

В мире перелом произошел еще в I квартале 2013 г.: по данным IDC, доля смартфонов в поставках составила 51,6%, а простых - 48,4%. То же самое в конце 2013 г. произойдет и в России, прогнозировал тогда вице-президент (ныне гендиректор) «Связного» Майкл Тач. И не ошибся: осенью смартфоны превзошли обычные телефоны: их доля в продажах составила 50,6-52,3%, рассказывали сотрудники крупных ритейлеров. А ко второй половине декабря 2013 г. она выросла до 60%, отмечает вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. В 2013 г. в России будет продано около 20 млн смартфонов, а в 2014 г. - уже около 25 млн, ожидает он.

В продажах «Связного» за 4-10 декабря на смартфоны пришелся 51%, смартфоны будут преобладать и в дальнейшем, уверен представитель компании Сергей Тихонов. Хотя в целом по итогам года на первом месте будут еще обычные телефоны, а смартфоны займут около 46% рынка (на 15 п. п. больше, чем в 2012 г.), прогнозирует он.

Рост количества смартфонов ведет к увеличению доходов операторов, соглашаются опрошенные «Ведомостями» аналитики. Владелец смартфона в среднем тратит на услуги связи примерно в 2,5 раза больше, чем владелец обычного телефона, утверждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он платит не только за мобильный интернет, но и покупает приложения и заказывает дополнительные услуги - например, мобильное ТВ, объясняет Кусков.

Аудитория мобильного интернета в России - более 21 млн человек и быстро расширяется, отмечает аналитик «Финам менеджмента» Максим Клягин. Этот сектор продолжит расти высокими темпами - не менее 20-30% в год в ближайшие 4-5 лет, прогнозирует он.