Политика не для всех

Проведя в ответ на требования Болотной полит­реформу, власть так и не дала внесистемной оппозиции шанса воспользоваться ею: до выборов допускают далеко не всех
А.Махонин/ Ведомости

После 2012 г., который был для оппозиции годом высокой уличной активности, Кремль в 2013 г. рассчитывал переключить ее на менее нервные для руководства страны виды деятельности - партстроительство и участие в выборах. Формально либерализация партийного и выборного законодательства - снижение требований к численности партий, отмена сбора подписей для кандидатов от партий, возвращение выборности губернаторов - выглядела ответом Кремля на требования Болотной площади провести системную политическую реформу. На деле реформа оказалась анемичной: она породила десятки не ведущих никакой активности партийных проектов и откровенных спойлеров, но так и не дала новым политическим силам настоящей путевки во власть.

Единственный масштабный демократический партийный проект, появившийся на свет в результате реформы («РПР-Парнас» получил регистрацию по итогам многолетних судебных тяжб), «Гражданская платформа» Михаила Прохорова так и не смогла стать главной партией оппозиции. Ставка на уже заявивших о себе региональных политиков и представителей местных элит, не нашедших себе места в системных партиях, дала «Гражданской платформе» двух мэров областных городов - Евгения Урлашова в Ярославле и Евгения Ройзмана в Екатеринбурге. Однако 2014 год Урлашов встречает в сизо как подозреваемый во взятке. А попытки участия в губернаторских выборах для партии оказались совсем неудачными: кандидатов попросту не регистрировали. В выборах московского мэра Прохоров даже не стал участвовать, сославшись на непреодолимое требование закона об отказе от зарубежных активов. Разочаровавшись в партийной жизни, Прохоров ушел с поста лидера партии.

В политической жизни «РПР-Парнаса» самым заметным событием 2013 г. стало выдвижение Алексея Навального в мэры Москвы - формальная помощь дружественному политику для избавления его от сбора подписей. А главным трофеем - кресло депутата Ярославской облдумы для сопредседателя партии Бориса Немцова.

На старте обе партии наверняка совсем иначе представляли себе масштаб грядущих событий: Прохоров, например, рассчитывал на второе место по стране по итогам региональной кампании.

При этом двум партийным проектам, фактически родившимся на Болотной площади, - Партии 5 декабря и «Народному альянсу» Алексея Навального - так и не удалось зарегистрироваться. Причиной отказа стали буквоедские придирки к документам. Зато массово получала свидетельства о регистрации продукция Андрея Богданова и близких к нему политтехнологов. Ни один из партсписков «богдановского пула» не получил отказа в регистрации на выборах 8 сентября 2013 г., хотя в списках, как потом выяснилось, оказалась пенсионерка, умершая за полгода до выборов. Изящной концовкой истории про либерализацию стало переименование одной из богдановских партий в «Народный альянс»: Навальному придется делать еще одну попытку создавать партию или вовсе отказаться от этой идеи.

Но и этих малорезультативных попыток оппозиции сыграть не на площади, а на паркете оказалось достаточно для контрреформы: Кремль намерен отыграть назад, ввести дополнительные фильтры для участия новичков в выборах и отказаться от выборности мэров крупных городов. А значит, спустя два года после протестной зимы 2011-2012 гг. требование улицы допустить к выборам несогласных остается актуальным.