Суд Москве не нужен

Попытки председателя Антона Иванова модернизировать правосудие не произвели впечатления на Путина: при слиянии высших судов взял верх традиционный подход

Внеся в Госдуму в октябре 2013 г. проект поправки к Конституции, президент дал старт процессу объединения Верховного (ВС) и Высшего арбитражного (ВАС) судов. Конкуренция двух судебных систем, нарушавшая единообразие вертикали, прекращена волевым решением главы государства. В пояснительной записке к законопроекту сказано о необходимости «выработки единых подходов к отправлению правосудия».

Могли спорить. 63%

жалоб на решения налоговых органов о привлечении предпринимателей к административной ответственности удовлетворяли в первом полугодии арбитражные суды

Предложенный президентом порядок формирования нового ВС не оставляет сомнений: возобладал подход, практикуемый в системе судов общей юрисдикции. ВАС фактически ликвидируется, из Конституции исчезает упоминание об арбитражных судах, даже принять поправки о сохранении картотеки арбитражных дел и банка решений ВАС Госдума отказалась. Отбирать судей в объединенный ВС будет не действующая Высшая квалификационная коллегия судей (в ней практически паритет представителей двух судебных систем), а специально созданные по такому случаю коллегии, состоящие в основном из судей общей юрисдикции.

За последние годы именно арбитражные суды зарекомендовали себя в качестве наиболее эффективного механизма, пользующегося доверием участников экономических споров, они отличаются высоким уровнем транспарентности и независимостью своей деятельности, писали в обращении к президенту представители нескольких десятков юридический компаний. Равенство бизнеса и публичных органов в процессе разбирательства обеспечивает подлинное правосудие для бизнеса, подчеркивалось в письме.

В интернете можно найти практически любое решение арбитражных судов, суды общей юрисдикции свои акты публиковать не научились или не хотят. Но главная тревога корпоративных юристов в другом: в суде общей юрисдикции невозможно спорить с государством в отличие от арбитражных процессов (см. врез).

Различия ощущают не только профессиональные юристы - уровень доверия населения к судам остается низким. За последние пять лет государство закачало в развитие судебной системы 60,7 млрд руб. - были построены новые здания, заработала электронная система «Правосудие», но у россиян по-прежнему сохраняется осознание того, что ждать справедливости от российской судебной системы не стоит. «Ни один из целевых индикаторов, позволяющих оценить отношение общества к судебной системе и правосудию в целом, не достигнут», - констатировала Счетная палата, проанализировав эффективность исполнения судебной ФЦП. Согласно исследованию ВЦИОМ, доля граждан, доверяющих правосудию, составила к 2012 г. 30,8%. Столько же (30,2%) судам не доверяли.

Сообщения о громких процессах доверие не укрепляет. Главная обвиняемая в миллиардных хищениях экс-чиновница Евгения Васильева отправляется под домашний арест, который не мешает ей ходить по бутикам. А к теряющему сознание в зале суда обвиняемому по «болотному делу» Сергею Кривову председатель Замоскворецкого суда Наталья Никишина отказывается пустить врачей «скорой». Оппозиционера Алексея Навального сегодня отправляют за решетку по приговору суда, приравнявшего экономическую деятельность к хищению, а завтра - в нарушение всех существующих норм - отпускают, потому что так сложился предвыборный расклад в столице.

Судам становится все труднее делать вид, что они что-то решают. А сама судебная власть теряет точку опоры. Вслед за Конституционным судом из Москвы в Санкт-Петербург волей Путина высылается и объединенный Верховный суд. Зато его будущий председатель получил право переназначаться сколько угодно раз.