Eviterra не вернулась с новогодних каникул

Крупный продавец авиабилетов Eviterra остановил бизнес. Проблемы у компании могли возникнуть из-за демпинга, считают ее конкуренты
А.Махонин/ Ведомости

Почем билеты. 4,7

миллиарда долларов, по данным Biletix, составили продажи авиабилетов в рунете в 2013 г.

Интернет-сервис по покупке авиабилетов «Эвитерра трэвел» не работает с 31 декабря - компания объяснила на сайте, что ушла на каникулы. 5 января она сообщила, что более 6000 проданных авиабилетов аннулировано. Сейчас на сайте eviterra.com висит объявление, что билеты восстанавливаются.

Основатель Eviterra Николай Заярный рассказал изданию Roem.ru, что билеты аннулировал не торговец, а его партнер - консолидатор «Авиацентр», с которым Eviterra не полностью рассчиталась. «Авиацентр» же, как следует из заявления его гендиректора, теперь эти билеты восстанавливает, причем за свой счет - «понимая всю важность новогодних каникул для граждан РФ».

Интернет-сервисы по покупке авиабилетов работают с авиакомпаниями не напрямую, а через консолидаторов, объясняет устройство этого бизнеса один из участников рынка. Консолидатор дает продавцу билетов доступ к своей билетной базе от разных авиакомпаний; большие объемы позволяют ему получать более выгодные условия у авиаперевозчиков. Когда человек платит интернет-сервису за билет, тот оставляет себе комиссию, а основную сумму переводит консолидатору; тот в свою очередь берет свою комиссию и отправляет деньги авиакомпании.

Связаться с представителями Eviterra и «Авиацентра» вчера не удалось. Поэтому выяснять, что случилось с Eviterra, «Ведомостям» пришлось у ее конкурентов.

Проблемы у Eviterra начались из-за демпинга - они работали в убыток, считает совладелец продавца билетов Anywayanyday Кирилл Подольский. Топ-менеджер еще одного крупного продавца билетов согласен с Подольским - Eviterra подвел демпинг. Из-за высокой конкуренции на этом рынке многие стартапы будут вынуждены уйти, рынок ждет консолидация, прогнозирует он.

За несколько месяцев демпинга Eviterra вошла в пятерку крупнейших игроков, говорит Подольский. По его словам, компания была нацелена на привлечение большого количества пользователей - она надеялась, что ей скоро удастся найти инвестора. В интервью изданию «Цукерберг позвонит» в июле 2013 г. Заярный говорил, что компания ведет переговоры с инвестфондами и пытается привлечь $5-10 млн.

У директора интернет-торговца билетами Aviasales.ru Максима Крайнова другая версия. Проблемы у Eviterra начались из-за того, что они залезли в оборотный капитал, заявил он Roem.ru. Так как компания не обязана сразу переводить деньги консолидатору, она может потратить их, например, на рекламу, и «таким образом возникает кассовый разрыв, когда ты начинаешь покрывать траты текущего периода доходами будущих периодов».

6 января Следственный комитет начал проверку «Эвитерра трэвел» по факту незаконной продажи авиабилетов. 9 января он возбудил уголовное дело в отношении неустановленных сотрудников компании по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, в течение 2013 г. сотрудники ООО «Эвитерра трэвел» продавали авиабилеты от имени «Авиацентра». Однако полученные от покупателей деньги компания не перечислила «Авиацентру» для исполнения обязательств по субагентскому договору и распорядилась суммой по своему усмотрению.