Он очень любил родину

«Америка» Энди Уорхола вышла по-русски почти через тридцать лет после появления на свет. Фотографии в ней по-прежнему свежи, а текст - вечен

Фотоальбомом с комментариями, вышедшим в 1985 году, издательство Ad Marginem и центр «Гараж» начали издавать полное собрание сочинений Энди Уорхола, самого известного американского художника, певца обыденного, гения банальности.

Уорхол путешествовал по родной стране, рассматривая сквозь объектив ее столицы и провинцию, знаменитостей и бомжей (значительно больше внимания уделив своим - знаменитостям), спортсменов и уличных художников, небоскребы и пляжи. И все ему нравилось.

Если Уорхол и замечал какие-то отдельные недостатки, то находил верный способ их исправить. «В Америке, если ты хочешь жить по-настоящему хорошо, нужны либо деньги, либо чувство стиля. Здесь есть всё, и к рогу изобилия можно припасть, либо купив его, либо убедив людей подпустить тебя к нему бесплатно, потому что ты блестяще выглядишь и люди жаждут с тобой общаться». Так что, если бедняков помыть и приодеть, и их будут кормить, не задавая вопросов».

Сам Энди Уорхол, четвертый ребенок в семье шахтера-эмигранта, стал богатым, а потом и знаменитым именно благодаря своему чувству стиля, развитого самостоятельно еще в детстве, когда он во время долгой болезни рисовал и рассматривал картинки.

Так что совет его вполне разумен. Как, собственно, и все остальные советы и сентенции, высказанные им на страницах фотоальбома «Америка». Например, он предостерегает обольщаться видом американских сельчан и считать их жизнь, полную труда, значительней своей, потому что одинокий фермер может оказаться безумцем, а добряк-лавочник из пригорода спятил и убил жену.

Конечно, такая Америка описана в книгах и заснята в кино, поэтому известна и понятна каждому, кто в кино ходит, однако, опять предупреждает Уорхол, не стоит слишком увлекаться фильмами и телесериалами, а то будешь отождествлять себя с героями и напрасно ждать лучшей жизни. И опять он прав. Конечно, банальность - затертая от многократного употребления истина, но Уорхол не освежает ее, а оставляет банальностью. Тиражирует ее, как портреты Элизабет Тейлор или банки томатного супа, понимая, по себе, нервному, зная, что обыденные действия, с детства заученные правила и повседневные предметы - опора обыкновенного человека, его защита от тревожного, непонятного, неожиданного. Так что его тексты в книге - полный поп-арт, популярное народное искусство. Приправленное для интимности и убедительности высказываниями о личном.

Фотографии книги, конечно, также сделаны по закону поп-арта, они настоящая реклама всему американскому и снимки для гламурных журналов. Дикое буйство рестлеров на ринге, круглые попки участниц конкурса красоты, участники светских вечеринок у Трумена Капоте и сам он со шрамами от подтяжки кожи на лице, улицы Нью-Йорка, люстра Белого дома, дерби в Кентукки, собаки, кошки, актеры, писатели, спортсмены - все выглядят наилучшим образом и все представляют страну. Потому что «Настоящая Америка в любой точке США, где ты задаешься вопросом: «А где же настоящая Америка?»

Энди Уорхол. Америка. Перевод с англ. С. Силаковой. М. ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014