От редакции: Экспорт реакции

Е. Фельдман/ Новая Газета

Виктор Янукович окончательно выбрал для Украины белорусско-российский путь. Остается понять, готово ли украинское общество следовать выбранным за него путем. Насколько можно судить со стороны, Украина отличается от России и Белоруссии и безболезненным экспорт реакции не будет.

Верховная рада 16 января с нарушением регламента приняла пакет репрессивных законов, во многом копирующих соответствующее российское законодательство: тут и НКО - иностранные агенты, и ужесточение ответственности за массовые беспорядки, и криминализация клеветы. В пятницу президент эти законы подписал. Оппозиция назвала этот шаг государственным переворотом и вчера на майдане решала, что делать. При отсутствии четких целей и слабости лидеров «вече» все же приняло резолюцию о непризнании новых законов, формировании альтернативных органов власти и созыве конституционного собрания (см. статью на стр. 02). Активисты вчера пытались блокировать Верховную раду, начались столкновения с полицией.

Очевидно, ужесточение законодательства было не просто добрым советом Москвы Киеву. Это необходимая, в понимании Москвы, мера для защиты инвестиций: Янукович обязан как минимум сохранить власть (вероятно, будут также и согласованные с Москвой кадровые решения). Между тем положение у него шаткое и победа на выборах в 2015 г. не гарантирована.

Ясно также, что подписанием этих законов Янукович окончательно попрощался с ЕС. Европа дружно законы осудила. Хотя риторика о «готовности идти в Европу» может быть продолжена официальным Киевом - с добавлением, что Европа сама виновата, так как не принимает на киевских условиях. Будет ли успешным экспорт реакции?

Сначала Москва успешно применила в борьбе с инакомыслящими импортированные из Белоруссии законодательные запреты, теперь их вводят на Украине. Украинское общество сильно отличается от российского и белорусского. Россияне хотят потреблять по-европейски, но при этом чтобы страна была самостоятельным игроком на мировой арене. На Украине же успело вырасти целое поколение, которое хочет в Европу, говорит политолог Алексей Макаркин. Кроме того, на Украине сильны олигархи (в Белоруссии они не успели появиться, а в России подавлены Путиным) и Януковичу предстоит решить задачу, как справиться с их фрондой. Нельзя забывать и о геополитическом разделении на Запад и Восток.

В нынешней ситуации буквальное заимствование российско-белорусского опыта станет для Украины политическим анахронизмом, так что политический кризис продолжится.

Для Москвы экспорт реакции (или реэкспорт из Белоруссии) на Украину имеет деловое значение. В известной мере взаимоотношения России с Белоруссией можно отнести к числу мегапроектов, составляющих основу российской коррупционной экономики. Это проект, как Олимпиада в Сочи или саммит АТЭС во Владивостоке, только длящийся. Или как бюджетное финансирование Северного Кавказа. Общие характеристики примерно таковы: в проект направляются миллиарды из бюджета или налоговые льготы или товары (нефть и газ), у близких к проекту людей появляется возможность зарабатывать на откатах или серых схемах реализации товаров. Возникают также варианты перехвата контроля над активами (в случае Белоруссии как местными, так и российскими - вспомним историю с «Уралкалием»).