Регионы: Новый рейтинг


Решение о необходимости сформировать национальный рейтинг «Состояние инвестиционного климата в регионах России» было сначала принято на наблюдательном совете АСИ, а после этого зафиксировано в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.

В рамках решения глобальной задачи - повысить инвестиционную привлекательность России и регионов - речь шла о том, что нужно, во-первых, дать органам власти подсказки, каким образом повысить инвестиционную привлекательность, выявить узкие места и дать информацию о лучшей практике в регионах. Во-вторых, поставить достижимые цели по развитию регионов, с ориентацией на лучших. В-третьих, обеспечить потенциальных инвесторов надежной и достоверной информацией о качестве деловой среды в разных регионах. Нельзя сказать, что рейтинг в полном объеме измеряет качество предпринимательского климата. Тогда он был бы намного масштабнее, содержал бы существенно больше показателей.

В большей степени рейтинг ориентирован на состояние факторов, которые в полной мере относятся к ведению региональных органов власти, включая территориальные органы ФОИВ. Он оценивает результативность усилий властей на местах по улучшению деловой среды, включая и реализацию «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, и региональный стандарт, и другие меры поддержки бизнеса.

При этом речь не идет о попытке проранжировать регионы: дать им порядковые места с 1-го по 83-е или сказать, что такой-то регион получит, например, 28 баллов. Оценка будет сделана по всем трем ключевым направлениям, которые мы предлагаем: качество институтов, условия для малого бизнеса и условия для создания и деятельности компаний в регионах. Отказ от прямого ранжирования позволит региону получить оценку, например, в формате ААБ и, соответственно, если регион серьезно продвинулся в улучшении условий для малого бизнеса, но при этом у него отстает качество системных институтов, потенциальный потребитель рейтинга - и инвестор, и орган власти - они сразу увидят это по основному показателю.

В рамках первого блока, что касается общеэкономических институтов, мы оцениваем два основных направления. Первое - это то, что содержит Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Но кроме стандарта будут оцениваться и другие наиболее проблемные для бизнеса элементы делового климата. Например, наличие и нужная квалификация кадров в регионе. Это также ситуация с инфраструктурой, включая наиболее проблемный блок - транспортную инфраструктуру. Это и наличие и эффективность формализованных механизмов взаимодействия бизнеса и власти при подготовке экспертизы проектов нормативных актов.

С января следующего года ОРВ (оценка регулирующего воздействия) в регионах станет обязательной, но это не значит, что система с начала года заработает в полном объеме так, как она должна работать. При определении предварительного перечня показателей по этим направлениям (и мы очень надеемся, что регионы дадут предложения и по показателям, и по направлениям) мы старались сбалансировать разные источники данных. Это и опросы предпринимательского сообщества - например, удовлетворенность инвесторов тем, как в регионе работает механизм сопровождения проектов по принципу одного окна. Это и экспертные оценки - например, степень соответствия канала прямой связи инвесторов требованиям стандарта регионального. Это и статистика, которая будет включать достаточно широкий перечень показателей: от доли нормативно-правовых актов, которые прошли процедуру ОРВ в регионе, до отношения объема представленных налоговых льгот к величине регионального бюджета. Естественно, не будут забыты и классические показатели, такие как, например, доля негосударственных инвестиций по отношению к ВРП.

Второй, но не менее важный для нас блок - это то, что касается развития малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей. Здесь три основных направления: финансовая поддержка, нефинансовая поддержка и обеспеченность, доступ к инвестиционной инфраструктуре. Принцип формирования показателей тот же, что в базовом институциональном блоке. Мы будем учитывать и статистику, включая долю компаний-резидентов, бизнес-инкубаторов и технопарков в общем количестве малых компаний в регионе, будем учитывать субъективные показатели - удовлетворенность представителей малого бизнеса, которые воспользовались программами финансовой или нефинансовой поддержки.

В рамках третьего блока оцениваются в основном процессные показатели на разных стадиях развития компаний - от создания (стоимость и сроки регистрации компании; естественно, подключение к электросетям, получение разрешения на строительство). Но мы не собираемся ограничиваться более или менее классическими показателями из «дорожных карт» НПИ. Будет оцениваться (естественно, на основании опросов) уровень коррупционности взаимоотношений бизнеса и власти в регионе. Опыт РСПП говорит, что бизнес не очень охотно участвует в таких опросах, и понятно, что оценки будут очень субъективными, это очень сложная работа. Но сложная - не означает невозможная работа.

Очевидно, что методология еще находится в стадии становления, и пока она не опробуется на практике, мы не можем запускать полноценный опрос во всех 83 субъектах. Поэтому предполагается даже два этапа тестирования. Первый - короткий, в достаточно близкие уже сроки, в 2-4 регионах, и близкий к полноценному опрос, куда попадут уже 20 или 30 регионов. Пока, конечно, сложно сказать, что для региона лучше: оказаться в числе пилотных или нет, но, наверное, все-таки лучше оказаться.

В настоящее время действует рабочая группа, куда вошли представители бизнеса. Большую четверку бизнес-объединений - «Опору России», «Деловую Россию», ТПП и РСПП - мы на самой ранней стадии включили в работу по подготовке методологии. Естественно, туда вошли представители иностранных инвесторов в формате КСИИ, Минэкономразвития, и мы полагаем, что рабочая группа будет несколько расширена.

В перспективе структура работы и организационная схема чуть-чуть изменятся, станут сложнее, появится рейтинговый комитет или рейтинговый совет к весне будущего года. Будет отобран методолог и оператор. По сути, это ключевые эксперты, ключевые организации, которые будут уже - одни в рамках подготовки методологии, другие в полях - получать необходимые данные, обрабатывать их и готовить первую версию опроса. Штаб, как мы надеемся, сохранится в Агентстве стратегических инициатив.

Что касается предварительного графика. Мы считаем, что до конца января необходимо завершить разработку первой версии методологии, после этого провести ее тестирование в 2-3 или 4 регионах. По итогам этого тестирования мы доработаем методологию. А уже начиная с марта хотелось бы, чтобы у нас был запущен пилотный рейтинг уже в этих 20-30 регионах, по итогам которого начнется самая интересная работа: уточнить методологию и до конца года приступить к запуску рейтинга, который охватит уже все регионы РФ.

Поддержка на местах

Наталья Струнцова, заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области:

Продвижение своих регионов нужно строить, учитывая вековые бренды и идя при этом к каким-то новым тенденциям. Поэтому если через Оренбургскую область издревле пролегал путь сарматов, шелковый путь, то сегодня мы говорим о транснациональной трассе Санкт-Петербург - Пекин. Если мы говорим, что Оренбургская губерния всегда была стыком Европы и Азии и меновым двором, то сегодня речь идет о евразийском логистическом центре. Раньше говорили об оренбургском пуховом платке, как о бренде области, а сегодня мы пришли к бренду оренбургских разработчиков-медиков «биокожа «Геоматрикс», которая разработана уже в трех поколениях. (Первое поколение способно помочь человеку с двумя третями ожогов тела, второе поколение - лечить с помощью биокожи язвенную болезнь. Третье поколение - вплоть до обновления сетчатки глаза.) Но это - основы стратегии позиционирования. С помощью каких инструментов мы продвигаем свой регион на российском и зарубежном рынках. Конечно, презентационно-выставочная деятельность. Прежде всего, речь идет о мероприятиях, проводящихся в области. Это ставший уже традиционным Евразийский экономический форум. Кинофестиваль «Восток-Запад» с географией фильмотеки от Монголии до Швеции, проходивший уже восемь раз. И, разумеется, ежегодный международный фестиваль в нашей арбузной столице - городе Соль-Илецке: «Соль-Илецкий арбуз». Следующий уровень - позиционирование на федеральных мероприятиях. Из года в год мы участвуем в инвестиционном форуме в Сочи. Это различные презентации регионов, в том числе в Торгово-промышленной палате РФ, в МИДе. В 2014 г. мы готовимся к презентации в Госдуме и Федеральном собрании. И, наконец, это представительство на международных мероприятиях. Мы регулярно участвуем в сельскохозяйственной «Зеленой неделе» в Берлине. Сейчас активно включаемся в мероприятия Ростуризма, поскольку на территории Оренбургской области расположен туристско-рекреационный кластер «Соленые озера». В 2013 г. с презентацией этого кластера мы побывали в Пекине, и уже был ответный визит китайских инвесторов. Еще один способ продвижения - инвестиционный портал. Он сделан на русском и английском языках и на нем собран полный список инвестиционных площадок, выложены планы создания инфраструктуры, синхронизированные с планами газификации, электрификации, строительства дорог и их капремонта в области. Здесь также размещены все необходимые документы для инвестиционной деятельности. Мы запустили проект «Личный кабинет инвестора». Инвестор, подав заявку через единое окно Корпорации развития Оренбургской области, сможет узнать в личном кабинете, где в каждый момент находится его заявка - в каком министерстве, у кого из специалистов, на каком этапе рассмотрения, будь то заявка на пониженную ставку по налогу на прибыль или на государственную гарантию. И еще один имиджевый проект, который мы запустили, - страница «ОРБ инвест» в социальной сети Instagrám. Хотя сегодня мы говорим о мягких факторах привлечения инвестиций, такие вещи, как финансовые меры стимулирования, никто не отменял. Тут мы можем гордиться: первое место по [государственной] финансовой поддержке в Приволжском федеральном округе принадлежит Оренбургской области. Пример - 2012 г.: 2,7 млрд руб. - сумма выпадающих доходов от льгот, которые мы дали по налогу на прибыль; пониженные на 4% ставки. За счет этого инвестиционные программы составили примерно 28 млрд руб., а прирост инвестиций в основной капитал - 125% по сравнению с 2011 г. И, конечно, работа по привлечению в регион международных брендов. В 2012 г. в области был построен завод американской компании John Deere. В марте 2012 г. John Deere провела в Оренбурге международную конференцию поставщиков. В результате мы в ближайшее время готовимся к заключению соглашения с компанией, являющейся поставщиком John Deere, - испанской Bellota. Ну и, конечно же, наш коммьюнити-центр. Когда в область пришла итальянская группа компаний Cremonini, первым вопросом исполнительного директора было: «Помогите, пожалуйста, найти дом для меня и моей семьи». Это натолкнуло нас на мысль о создании коммьюнити-центра для иностранных инвесторов. Это не только единый колл-центр и открытая линия, но еще гид на пяти языках и возможность выбора привычного меню, возможность обучения детей на английском языке в школах.

Андрей Золотовский, директор департамента инвестиционной политики, правительство Ярославской области:

В марте 2012 г. было подписано соглашение между правительством Ярославской области, Агентством стратегических инициатив и «Деловой Россией» о внедрении на территории области стандарта деятельности органов исполнительной власти. «Дорожная карта» была утверждена губернатором в августе 2012 г. Особо хотелось бы отметить, что основным принципом инвестиционной политики в Ярославской области является предоставление равных условий российским и иностранным инвесторам. Следующий этап - это внедрение лучших практик. На сегодняшний день в Ярославской области три практики из внедренных считаются лучшими на территории России. Еще одним фактором привлечения инвесторов является снижение административных барьеров, связанных и с естественными монополиями, и с органами местного самоуправления. Для решения этих вопросов в области создано и действует Агентство инвестиций и кластерного развития, которое минимизирует эти барьеры. Защита инвесторов от принятых законов, ухудшающих положение инвесторов. На сегодняшний момент внедряемая у нас практика ОРВ считается одной из лучших в России. Речь идет о сопровождении инвестиционных проектов органами исполнительной власти на всех стадиях реализации, сокращение сроков рассмотрения документов, формирование актуального законодательства, предоставление информационно-консультационной помощи. Что касается финансовой поддержки, я думаю, что все субъекты действуют в едином правовом поле, и те льготы и преференции, которые предоставляют субъекты инвесторам, более или менее схожи. Это налоговые льготы, субсидии, льготные ставки аренды земельных участков и производственных помещений, государственные правовые гарантии, поддержка и развитие инновационной деятельности и инновационных предприятий. Благоприятно сказывается на развитии инвестиционной политики и привлечении инвесторов на территорию Ярославской области деятельность Агентства инвестиций и кластерного развития. Инвестиционный портал Ярославской области признан на сегодняшний момент лучшим. С начала его работы в августе 2012 г. до конца ноября 2013 г. - более 6000 посещений. Кроме того, область занимает 4-е место в рейтинге по готовности к развитию проектов на основе государственно-частного партнерства. Большое внимание уделяется устранению административных барьеров и минимизации коррупционной составляющей. Для этого при ведении всех переговоров и при взаимодействии с инвесторами в составе комиссии участвует специалист по борьбе с коррупцией. В 2014 г. мы планируем ввести в области стандарт по улучшению инвестиционного климата в муниципальных образованиях, чтобы скоординировать действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Предполагается и дальнейшее развитие кластеров. Сегодня на стадии формирования и развития семь кластеров. Хотелось бы остановиться на модели компетенций государственных гражданских служащих, непосредственно взаимодействующих с инвесторами. Мы у себя в Ярославской области сами дали определение модели компетенции - это перечень требований к знаниям, умениям и навыкам государственных гражданских служащих, взаимодействующих с инвесторами, и профиль базовых профессиональных качеств. Скажем, каждый ключевой сотрудник, работающий с инвесторами, работает непосредственно по матрице KPI. На каждый год каждому сотруднику дается задание, которое он должен выполнить. Результаты работы сотрудников Агентства инвестиций и кластерного развития увязаны с их материальным стимулированием. Расскажу об инфраструктурных проектах, которые реализует правительство Ярославской области. Во-первых, это Тутарский промышленный парк. Этот совместный с Минэкономразвития проект направлен на поддержку малого и среднего бизнеса. Парк уже введен в действие и к концу года его заполняемость составит 95%. Здесь начинающие предприниматели и субъекты малого бизнеса получают льготную арендную ставку на размещение производств, общая площадь помещений, готовых к заселению, - 33 000 кв. м. Другой индустриальный парк - «Новоселки». Здесь разместились такие компании, как японские Komatsu (машиностроительная компания) и Takeda Pharmaceutical, ведет строительство израильская фармацевтическая компания Teva (на территории парка сформировался фармацевтический кластер). Сейчас в парке ведет строительство и «Билайн», который выводит свой центр из Москвы. Активно строится компания Lindab (производитель оборудования вентиляции, отопления и охлаждения). И идет ряд переговоров по дальнейшему размещению на этой площадке крупных инвесторов. В промышленном парке «Копаево» в Рыбинске полным ходом идет строительство завода по выпуску турбин компанией General Electric. Рыбинск традиционно славился специалистами машиностроения. По соседству с ним находятся завод «Сатурн - газовые турбины» и НПО «Сатурн» по строительству авиационных двигателей. Правительство области внимательно следит за развитием этого парка, и сейчас на его базе формируется инновационный кластер газотурбинного и энергомашиностроения. Также на территории области действуют частные парки: инновационный парк «Синергия» и Переяславский технопарк. Хорошим дополнением к инфраструктуре региона является международный аэропорт «Туношна», специализирующийся на грузовых перевозках. Сейчас мы подготовили документы по реконструкции взлетно-посадочной полосы и передали их в Минтранс для получения финансирования.

Александр Гречихо, заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области:

В начале своей работы мы обратились к бизнесу, решив послушать, чего он хочет от нас? Сначала мы собрали наших крупных предпринимателей, затем - представителей малого и среднего бизнеса. В принципе вывод был такой: крупному бизнесу интересны выходы на международные рынки. Они готовы инвестировать, потому что у них есть деньги для расширения производства, но им нужны рынки сбыта их продукции. А малому и среднему бизнесу - беспроблемное подключение к инфраструктуре, решение каких-то вопросов на местах, где они работают. При выработке инвестиционной политики области мы отталкивались от этих результатов. На сегодняшний день у нас внедрено 13 стандартов и создан специализированный интернет-портал. Но мы сейчас для крупного бизнеса ездим по зарубежным странам (они сами выбрали те, что им интересны) и готовим там для них площадки для последующих переговоров (здесь большое спасибо Минэкономики, которое подключило нам в помощь торгпредов). Когда общаешься с зарубежными партнерами, понимаешь, насколько мы разные. Вот мы сейчас говорим о частных и государственных индустриальных и инновационных парках. В Нидерландах я задал руководителю бизнес-инкубатора вопрос: «Какие преференции вы здесь предоставляете?» Он ответил: «Никаких. Единственное, что оплачивает государство, - это консультации научных кругов». При этом что для крупной, что для мелкой организации стоимость квадратного метра одна и та же. Мы же говорим о том, что чуть ли не бесплатно все предоставляем на 3-5 лет: аренда и платежи - минимальные, техника предоставляется. Впрочем, это тема для отдельного обсуждения. За последние три месяца мы посетили пять стран, и ни из одной не вернулись без положительных результатов. Сейчас у нас семь совместных проектов. Приведу несколько примеров. Когда мы собрались в Узбекистан, нам сказали, что ехать туда бесполезно - там коммунизм и никаких совместных предприятий нам не создать. Создали! Оказывается, им нужны были корпуса для аккумуляторов. Причем именно сами корпуса, а не аккумуляторы. Теперь мы будем в Саратове делать корпуса и отправлять туда. Кроме того, поскольку Саратов в свое время был условно закрытым городом, у нас накопилось много научных наработок, которые 15-20 лет лежали на полках предприятий. Сейчас мы активно пытаемся их продать или совместно реализовать с зарубежными партнерами. Еще один момент. Нам всем нужны дешевые деньги. Когда мы в Нидерландах обратились за ними к нашему ВЭБу, там сказали: «Пожалуйста - 12,5% годовых в рублях». Я просто был в шоке: думал - ну, максимум 8%. Поэтому мы, честно говоря, разочаровались в работе с нашими банками, потому что ВЭБ выдает деньги банку-посреднику, посредник передает их еще кому-то. И мы стоим пятыми в этой цепочке, после еще и страховой компании. Сбербанк на месте дает нашим крупным заемщикам под 11% или даже 10%. И мы пришли к тому, что создание совместных предприятий дает нам возможность получать их технологии по всевозможным связанным программам под 3-4% годовых в валюте, что для нас нормально и приемлемо. Есть у нас и логистический парк. Он частный, потому что государственный мы посчитали дорогим для областного бюджета. Сейчас мы везде анонсируем этот индустриально-логистический парк. Это помещения общей площадью в 100 000 кв. м, с потолками от 14 до 20 м, с возможностью установки там кран-балок, с подключенными энергомощностями и коммунальной инфраструктурой, с веткой железной дороги и кранами для разгрузки составов. Но сказать, что предприятия сюда валом валят, было бы явным преувеличением. За счет того, что мы ездим и презентуем парк, он заполнен на 1/4-1/5 часть. Поэтому проблемы есть. Но мы их решаем.

Нюансы и подробности

Екатерина Шапочка, партнер, PwC: Я скажу о том, как сейчас изменилась парадигма принятия решений инвесторами, которые приходят в Россию. Такие компании, как наша, делают так называемый country risk assessment, оценку странового риска, и эта парадигма всегда строилась условно на двух осях: прибыльность или рост бизнеса и издержки. В рамках этих двух осей инвестор выбирал себе целевой регион, целевое предприятие для инвестиций и т. д. Конечно, глобально ничего не изменилось, но в условиях, когда темпы экономического развития снизились, снизились не только в России, а по всему миру, ось издержек приобретает большее значение. Туда входит защита прав инвесторов - это обеспечение того, чтобы не потерять свой бизнес полностью, и вопросы стоимости ведения бизнеса; и простота - «одно окно» для инвестора. Но появилась третья ось: это «мягкие» факторы, как сказала Наталья [Струнцова] - все, что связано с качеством жизни и другими факторами, о которых я сейчас скажу. Например, ситуация с миграцией. Инвестору интересно, насколько миграционная ситуация в регионе активна, стабильна, насколько трудовые ресурсы пополняются и пополняемы за счет притока из других регионов. Второй интересный фактор - уровень общественного согласия относительно того, что делается руководством региона. Это, например, участие местного бизнеса, инвесторов в разработке и принятии инвестиционной стратегии, чтобы их интересы изначально были учтены и получили отражение в документе. Еще волнует инвесторов - это в целом открытость, прозрачность и открытость деятельности администрации. Не случайно многие регионы создают кроме инвестиционных порталов так называемые порталы открытых данных, где они выкладывают в машиночитаемом формате базовую статистическую информацию о социально-экономических аспектах деятельности региона, о темпах производства, чтобы инвестор самостоятельно мог провести анализ, не доверяясь консультантам. Елена Антипина, директор креативной лаборатории «Presentация»: Мы занимаемся маркетингом территорий. Мне кажется, с одной стороны, важно каждому региону определяться, «про что он». И это вопрос, который увязывает очень многое. Самоопределение людей: готовы ли они работать на тех предприятиях, на которые вы зовете инвесторов. Географические и экономические объективные условия - мы их не переделаем. У меня вопрос такой. Мы сейчас обсуждаем больше инвестиционный подход к бренду территории, как к инвестиционному бренду. Но параллельно с этим коллеги в соседних администрациях, ведомствах и подразделениях, за соседней стенкой разрабатывают туристический бренд или бренды для городской среды и т. д. Мы сейчас в одном регионе столкнулись с парадоксальной ситуацией. Один департамент нам заказывает исследование об инвестиционном имидже, а второй за 19 дней заказал разработку туристического бренда. Не проще ли это связать, сделать единый бренд, потому что придется одних и тех же людей опрашивать, одни и те же вопросы увязывать. Какие рекомендации есть на этот счет сейчас? Наталья Струнцова: Наверное раздел инвестиционного маркетинга должен быть в составе стратегии, потому что пока мы не определим реперные точки в стратегии - куда мы движемся, - мы не сможем их правильно позиционировать. Инвестиционный маркетинг - это то, на чем нельзя экономить. Илья Веселов, генеральный директор Агентства регионального развития Калужской области: Если конкретный человек, конкретное ведомство берет на себя работу по продвижению территории, то занимается координацией всех остальных направлений. На личном контакте, на совещаниях, на инициативе, на звонках, на - что часто встречается - небоязни, скажем так, что твое направление кто-то заберет. И у нас часто звучали такие вещи в свое время: вот там инвестиционщики, они свои парки лепят, продают, сейчас они придут, нам здесь туристических парков налепят. Нет, у нас свое видение, мы со своего пенька смотрим по-другому на эти вещи. С людьми надо договариваться. Все это делается в ручном режиме, я думаю. Анна Береговских, генеральный директор, институт территориального планирования «Град»: Я ни разу не услышала сегодня одного любимого термина «территориальное планирование». Вопрос в том, где же найти тот баланс. Документ территориального планирования - это и есть общественный договор власти, населения и бизнеса о том, как будет продвигаться территория. Поэтому все-таки первична стратегия, стратегия определяет приоритеты, определяет параметры развития этих приоритетов в житнице, кузнице или здравнице - сколько ее, в каких пропорциях.