300 млрд за вагоны

Москва в этом году может закупить более 2000 вагонов для метрополитена. Цена этого контракта - 300 млрд руб.
Денис Абрамов/ Ведомости

Московский метрополитен перенес с 17 на 24 февраля конкурс по выбору компании, которая закупит электропоезда и будет их обслуживать, следует из материалов на сайте госзакупок. Департамент транспорта объяснил перенос изменениями конкурсной документации.

Первый конкурс на закупку вагонов по контракту жизненного цикла (КЖЦ) метрополитен объявил в декабре 2013 г. Стоимость контракта - почти 144 млрд руб. Победитель торгов должен в 2014-2017 гг. поставить 832 вагона и обеспечивать их обслуживание в течение 30 лет. Вагоны будут эксплуатироваться на строящихся линиях метро.

Об идее «международного конкурса, в котором смогут участвовать практически все основные производители вагонов», мэр Сергей Собянин рассказывал в интервью «Ведомостям» еще год назад. До сих пор вагоны закупались только у «Трансмашхолдинга», тип подвижного состава привязан к определенному депо, из-за этого другие вагоны уже не могли поставляться. Сейчас московское метро эксплуатирует 4800 вагонов.

Ранее представитель департамента транспорта рассказывал, что в конкурсе может быть до трех лотов, победителями могут быть три производителя. Вчера пресс-служба департамента транспорта не смогла уточнить, сколько лотов будет разыграно на первом конкурсе. Всего Москва собирается потратить на 2200 вагонов около 300 млрд руб., знает близкий к департаменту транспорта человек. Ранее представитель департамента оценивал предполагаемую стоимость подвижного состава примерно в 200 млрд руб. По условиям КЖЦ обслуживание удваивает эту сумму. Но чиновники надеются значительно снизить ее, говорит близкий к департаменту человек.

Москва в лице метрополитена заплатит за вагоны не в момент приобретения, а равными частями в течение срока их службы. Производитель же получит всю сумму сразу - от банков, которые профинансируют сделку.

Интерес к конкурсу проявляют Siemens и «Трансмашхолдинг», говорит сотрудник мэрии. «Трансмашхолдинг» изучает конкурсную документацию, сказал его представитель. Его коллега из Siemens утверждает, что компания не участвует в данном тендере. Ранее представитель Siemens заявлял, что компания готова создать в Подмосковье СП по производству подвижного состава для метро с группой «Русские машины». Потенциальный интерес проявляют Hyundai, Bombardier, Hitachi, говорит человек, близкий к департаменту транспорта.

Необходимость обслуживать вагоны стимулирует улучшать их характеристики, надеются городские власти (по сообщению департамента), а рассрочка позволит направить часть средств на развитие метро: будет сэкономлено до 15% расходов на сервис. За нарушение договора предусмотрены штрафы до 362 млн руб. в год с риском расторжения контракта.

Это крупнейший проект государственно-частного партнерства в транспортной системе Москвы, реализуемый с применением КЖЦ, комментирует председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, проект позволит привлечь инвестиции, снизит нагрузку на бюджет и повысит качество услуг метро.