Статья опубликована в № 3519 от 31.01.2014 под заголовком: РЖД просит деньги на БАМ

РЖД просит деньги на БАМ

РЖД предлагает повысить вдвое расходы на модернизацию БАМа и Транссиба - с утвержденных в прошлом году 562 млрд до 1,2 трлн руб. Иначе компания не сможет вывозить на экспорт уголь из Кузбасса
РЖД не учла в программе расширения БАМа рост перевозок угля из Кузбасса
Ilya Naymushin / Reuters

РЖД оценивает проект расширения железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке - Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба - в 1,2 трлн руб. Об этом говорится в презентации принадлежащего компании Института экономики и развития транспорта (есть у «Ведомостей»). В прошлом году правительство согласовало РЖД программу модернизации БАМа и Транссиба до 2020 г. стоимостью 562 млрд руб. При этом самостоятельно РЖД на эти цели направит 302 млрд руб., а еще 260 млрд руб. выделит государство, в том числе из фонда национального благосостояния.

Разница получилась из-за того, что в утвержденной программе учитывается грузопоток только с месторождений Дальнего Востока. Грузопоток БАМа и Транссиба к 2020 г. сформируют месторождения Evraz (Тарыханское, Межегеское, Таежное), «Мечела» (Эльгинское, Краснояровское), «Норильского никеля» (Быстринское, Бугдианское), ТЭПК Руслана Байсарова (Элегестское) и др. В новом же варианте учтен и грузопоток из Кузбасса, где работают крупнейшие горнодобывающие компании - СУЭК, «Мечел», «СДС-уголь». В презентации говорится, что заявленные угольными компаниями в РЖД объемы перевозки угля к 2020 г. увеличатся более чем вдвое - с 32,5 млн т в 2012 г. до 71,8 млн т. Заявленных же в программе мощностей инфраструктуры не хватит для перевозки такого объема грузов.

Новая программа разбита на два этапа (сроки не указаны): на первом планируется инвестировать 609 млрд руб., на втором - еще 640 млрд руб. Но второй этап включает реконструкцию участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань и строительство нового Северомуйского тоннеля (объем инвестиций в эти проекты - 158 млрд руб.). Но эти проекты требуют дополнительной проработки, отмечается в презентации. Среди источников финансирования РЖД называет собственные средства и господдержку. Представитель РЖД говорит, что не знает про дополнительные инвестиции в инфраструктуру Восточного полигона. Но топ-менеджер крупной угольной компании сказал, что РЖД уже просила угольщиков подключиться к обоснованию в правительстве выделения дополнительных сумм на расширение БАМа и Транссиба.

Утвержденная правительством программа расширения БАМа и Транссиба предполагает увеличение пропускной способности магистралей на 55 млн т в год к 2020 г. Но аудитор программы Deloitte полагает, что этот прогноз РЖД завышен. «Аудиторские процедуры подтверждают только рост на 30 млн т», - следует из заключения Deloitte. Недостаточная загруженность магистралей компания объясняет возможными переносами сроков ввода месторождений и отказами в их разработке. Кроме того, Deloitte полагает, что затраты на программу развития БАМа и Транссиба можно сократить за счет уже имеющейся инфраструктуры (законсервированные разъезды, станции, подготовленная территория под вторые пути).

Для РЖД перевозки угля из Кузбасса на Дальний Восток невыгодны из-за низкого тарифа, понятно, что монополия просит помощи у государства, рассуждает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но государству также вряд ли будет интересно инвестировать в это сотни миллиардов в нынешней экономической ситуации, отмечает он. РЖД осенью прошлого года пыталась добиться повышения тарифа на перевозки угля на Дальний Восток на 12%, но в итоге от этой идеи отказалась, напоминает эксперт.

Представитель Минэкономразвития от комментариев отказался, его коллега из Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать