Статья опубликована в № 3525 от 10.02.2014 под заголовком: Правила игры: Как сделать вузы частью глобального рынка

Правила игры: Как сделать вузы частью глобального рынка

Те из читателей, кто учился или работал в американских университетах, наверняка сталкивались с китайскими студентами, которые едва могли изъясняться по-английски, хотя результаты их TOEFL-теста были среди 1% лучших результатов по количеству набранных баллов. Китайцы подходят к сдаче тестов на знание английского языка очень прагматически: они часто выбирают стратегию именно для подготовки к тесту, а не учат иностранный язык как таковой.

Похожая ситуация может сложиться в рамках государственной программы повышения конкурентоспособности отечественных вузов, принятой в прошлом году, в результате выполнения которой пять наших вузов должны войти в число 100 лучших в мире к 2020 г. Иными словами, целью 15 вузов, отобранных для участия в программе, станет выполнение критерия успешности - место в сотне лучших, - а не разработка долгосрочной стратегии повышения конкурентоспособности на международной арене.

Высокие места в международных рейтингах означают определенные требования по количеству иностранных профессоров, студентов, публикаций в престижных международных журналах и проч. В стремлении эти требования выполнить перед вузами из числа 15 стоят две основные задачи. Первая - это, собственно, повышение качества продукта - образования, которое они дают, и исследований, которые они проводят. Вторая проблема - это изменение модели управления вузом таким образом, чтобы вуз стал частицей глобального конкурентного рынка.

На мой взгляд, в рамках программы «5/100» в поставленные сроки решить обе эти задачи одновременно практически невозможно. Наши вузы столкнутся с огромным количеством проблем, начиная от неузнаваемости их бренда на международной арене, аккомодации иностранных преподавателей и студентов, трудоустройства выпускников по специальности и заканчивая болезненной ломкой устоявшихся традиций. Однако, поскольку индикаторы успешности выполнения требований программы установлены строго, а распределение бюджетных денег привязано к индикаторам, существует опасность, что стратегия, выбранная вузами, будет нацелена на то, чтобы «сдать TOEFL, но не выучить английский язык».

Разумный подход требует принятия долгосрочной программы поддержки высшего образования и науки и выведения их на международные стандарты в целом. Однако уже в самое ближайшее время можно отработать пути решения более узкой управленческой задачи по полной интернационализации вузов в тех областях, где у нас уже есть несравненные конкурентные преимущества. Например, начать следует с организации полных международных учебных программ в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, консерваториях в Москве и Петербурге или лучших художественных училищах страны.

Подобный опыт помог бы развить методы и инфраструктуру по привлечению иностранных студентов в Россию en mass, а также заработка дополнительных средств на этих студентах. Вузы в других областях искусства и науки затем воспользуются ноу-хау, а места в сотне придут сами собой.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать