Статья опубликована в № 3529 от 14.02.2014 под заголовком: Пилоты нужны все меньше

Пилоты нужны все меньше

На разработку и закупку беспилотных летательных аппаратов до 2020 г. в России планируется потратить 320 млрд руб., седьмую часть от всех затрат военных на авиацию
  • Алексей Никольский
А.Коротаев / ИТАР-ТАСС
Прошлый рекорд. 280

млрд руб. стоил самый крупный единовременно заключенный пакет контрактов в 2011 г. между Минобороны и ОСК на разработку и закупку атомных подлодок

Выступая в cреду перед студентами Сибирского федерального университета в Красноярске, министр обороны Сергей Шойгу впервые огласил объем средств, которые военные потратят на разработку и закупку беспилотных летательных аппаратов (БЛА) до 2020 г. в рамках действующей госпрограммы вооружений. По его словам, на это будет потрачено 320 млрд руб. Cейчас Вооруженные силы имеют около 500 БЛА, сказал министр, но «работы еще непочатый край» и не все разработки выдерживают испытания Минобороны. Так, не все аппараты справились с недавними учениями по 100-часовому непрерывному наблюдению за перемещающимися объектами.

320 млрд руб. - это весьма значительная сумма для оборонных закупок, констатирует источник в ОАК. Она лишь на несколько десятков миллиардов рублей меньше общей суммы всех контрактов на новые боевые и учебно-боевые самолеты, которые были заключены Минобороны с 2008 г.

Всего же на закупки и разработку техники для Военно-воздушных сил на период до 2020 г. планируется потратить примерно 4,5 трлн руб., как объявлялось в прошлом году на совещании у президента Владимира Путина по вопросам закупок авиационных вооружений, т. е. расходы на БЛА составляют около 14% от финансирования закупок для всей военной авиации.

В то же время, по словам эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, если иметь в виду все классы разрабатываемых и закупаемых систем БЛА, то общая сумма не выглядит столь шокирующе большой, как на первый взгляд. По его словам, сейчас в России разрабатывается несколько типов только тяжелых БЛА. На мировом уровне российские затраты выглядят достаточно крупными - по прошлогодней оценке исследовательской компании Teal Group, в ближайшие 10 лет мировой рынок беспилотной авиации достигнет $89 млрд, таким образом, доля российских расходов на разработку и закупку БЛА по текущему курсу составит около 10%, что сопоставимо с расходами на беспилотную авиацию крупных европейских стран.

Вместе с тем он считает такие расходы оправданными - России приходится наверстывать упущенное в 1990-2000 гг. В 2010 г. тогдашний замминистра обороны Владимир Поповкин заявил, что за несколько лет до этого на НИОКР в области беспилотников было безрезультатно потрачено свыше 4 млрд руб. По словам Федутинова, достоверно оценить объемы и результативность сделанных с 2011 г. инвестиций в беспилотные проекты невозможно ввиду отсутствия открытых данных и оценивать их результативность еще рано, поскольку они не завершены.

Определенный прогресс в разработках БЛА в последние годы наметился, уверяет источник в Минобороны, но до начала серийного производства аналогичных американским аппаратов, способных применять оружие по наземным целям, должно «пройти еще 3-5 лет». Все нынешние беспилотники, которые предлагает промышленность, на много лет отстают от мирового уровня, хотя и позволяют уже решать некоторые ограниченные задачи, а закупленные в Израиле по контракту за более чем $400 млн комплексы тоже представляют собой вчерашний день. Но, по словам военного, за последние годы произошел важный сдвиг в менталитете - военные теперь начинают понимать, зачем и где в оргштатной структуре нужны БЛА.

Выбор редактора