Статья опубликована в № 3530 от 17.02.2014 под заголовком: Выросли на спаме

Выросли на спаме

Ростом в 2013 г. на 68% рынок sms-рассылок обязан спаму, говорится в отчете J'son & Partners. Борьба операторов с sms-спамом замедлит рост рынка, но оздоровит его
Максим Стулов / Ведомости

Рынок sms-рассылок в прошлом году вырос на 68% до $101 млн, говорится в отчете аналитической компании J'son & Partners Consulting. Этот рост обеспечили популярность мобильного маркетинга, развитие программ лояльности и платежных сервисов (в том числе в сфере государственных услуг), говорится в исследовании. Значительный вклад внесли и несанкционированные рекламные рассылки (спам) - в 2013 г. наблюдался их всплеск, отмечают аналитики. Однако уже с 2014 г. из-за введенных операторами связи ограничений на рассылки с коротких номеров темпы роста рынка замедлятся, прогнозируют аналитики J'son & Partners, и к 2016 г. он достигнет отметки в $137 млн (что соответствует среднегодовому росту на 10,7%). Действия операторов ведут к оздоровлению рынка, повышению его прозрачности и укрупнению бизнеса легальных sms-агрегаторов, утверждается в отчете.

В ноябре - декабре 2013 г. сначала «Мегафон», а затем Tele2 и МТС объявили, что будут блокировать доставку своим абонентам sms-сообщений с коротких и буквенных номеров из сетей других компаний. Чтобы гарантировать доставку, отправителю теперь следует заключить прямой договор с оператором либо работать через sms-агрегатора, уже имеющего такой договор. Операторы объяснили это желанием оградить абонентов от sms-мошенников и спамеров. «Вымпелком» же решил бороться со спамом по-другому: оператор договорился с sms-агрегаторами, контролирующими 80% российского рынка массовых рассылок, о создании базы недобросовестных отправителей. Попавшие в нее лица и организации лишаются доступа к массовым sms-рассылкам.

Блокировка sms с коротких и буквенных номеров даже стала поводом для антимонопольного разбирательства из-за жалоб на одновременное повышение цен на рассылки. Национальный совет финансовых рынков в январе 2014 г. опросил 20 крупнейших российских розничных банков и выяснил, что в IV квартале 2013 г. МТС, «Вымпелком», «Мегафон» и Tele2 подняли тарифы на sms с коротких номеров в разы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обещала разобраться в ситуации до конца февраля 2014 г.: результатов расследования пока нет, говорил представитель службы «Ведомостям» на прошлой неделе.

Не остались в стороне от борьбы с sms-спамом и законодатели. В ноябре 2013 г. сенаторы подготовили законопроект, призванный защитить абонентов от спам-рассылок через sms. Он вводит понятие рассылки по мобильной сети коротких текстовых или иных неголосовых сообщений и разрешает только такую рассылку, на получение которой абонент дал согласие.

Между тем тактика операторов, по словам их представителей, принесла плоды. С октября по декабрь 2013 г. уровень sms-спама в сети «Вымпелкома» снизился более чем в 3,7 раза, говорит представитель этого оператора Анна Айбашева. А представитель МТС Дмитрий Солодовников констатирует, что в декабре прошлого года оператор зафиксировал 200 млн sms-сообщений с признаками спама, тогда как в ноябре их число достигло практически 1 млрд. За декабрь 2013 г. «Мегафон» заблокировал 240 млн спам-сообщений с коротких цифровых и буквенно-символьных номеров, что вдвое больше, чем за предыдущий месяц, рассказывает представитель «Мегафона» Юлия Ганина.

Аналитики AC&M ранее прогнозировали, что мобильные операторы начнут терять доходы от контента из-за ограничений спам-рассылок и борьбы с мошенниками, но растущие доходы от передачи данных восполнят эти потери.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать