Измерить работника в цифрах

Работодатели все больше усиливают контроль над персоналом. В ход идут новейшие технологии: сбор и анализ данных на компьютере, а также слежка за сотрудниками с помощью сенсорных датчиков
Fotolia/ PhotoXPress

Хотят знать всё. 0,5

млрд сообщений из 13 стран собирает и анализирует компания Evolv. Сообщения носят самый разный характер: начиная с того, как сотрудник общается с боссом, и заканчивая тем, сколько времени он тратит, чтобы добраться от дома до работы

В небольшом переулке сан-францисского квартала Саут-оф-маркет, где находятся штаб-квартиры многих начинающих компаний, появился еще один быстро растущий новый бизнес. В офисе этой компании скрупулезно изучают, как ведут себя каждый день миллионы сотрудников разных компаний. На компьютерах в режиме реального времени появляется информация о том, почему был нанят тот или иной работник и насколько он производителен. Всевидящее око компьютера продолжает следить за работником, даже когда тот меняет работу.

Компания Evolv - лидер зарождающегося движения Quantified Workplace («Офис в цифрах»). Как грибы после дождя одна за другой появляются компании, которые измеряют в цифрах и формулах, как мы работаем. «Каждую неделю у нас появляется новый предмет для исследования», - сообщает с гордостью Макс Симкофф, соучредитель и гендиректор Evolv.

Анализируй это

Более половины HR-отделов компаний по всему миру привлекают сейчас специалистов по анализу данных. Еще три года назад ситуация была другой, утверждается в недавнем исследовании Economist Intelligence Unit. Но большинство сотрудников до сих пребывают в счастливом неведении. Они не догадываются, что информация, которую они считают исключительно личной, уже анализируется их менеджерами.

Компания Evolv пока сосредоточилась на отраслях, где бизнес напрямую взаимодействует с клиентом. Это розничная торговля и колл-центры. Одним из ее клиентов стала также кадровая компания Kelly Services. Она воспользовалась сведениями, предоставленными Evolv, чтобы скорректировать свою политику в сфере найма. В результате эффективность работы ее сотрудников повысилась на 7%.

Еще одна компания - американская Novo1 (в ее колл-центрах работает 2000 человек) с помощью аналитических данных составила портрет своих лучших телефонных операторов и стала нанимать подобных людей. В результате длительность собеседований при найме на работу сократилась в компании с часа до 12 минут, убыль рабочей силы уменьшилась на 39%, а каждый телефонный разговор с клиентом стал короче на одну минуту.

Датчик в бейдже

Некоторые компании по сбору сведений, например Sociometric Solutions, ставят сенсорные датчики в бейджи сотрудников и отслеживают их перемещения по офису и общение с коллегами. Датчик фиксирует даже тон, которым человек общается с окружающими. Благодаря этим датчикам Bank of America выяснил, что производительность труда сотрудников повышается, когда в коротких перерывах в работе они общаются между собой, а не отдыхают поодиночке. Люди делились впечатлениями от клиентов, выпускали пар и давали друг другу советы, как лучше себя вести с вредными потребителями.

Банк обратил на это внимание и зафиксировал в расписании рабочего дня несколько коллективных минуток отдыха. После этого производительность труда сотрудников выросла на 23%, а нотки возбуждения и раздражения стали звучать в голосах работников значительно реже. Уровень стресса упал на 19%.

Нестрашный замер

Пока одни внедряют датчики в бейджи, другие устанавливают их в мебель и во всех потайных углах офисных зданий. В компании Steelcase, которая такие датчики разрабатывает, считают, что следующие на очереди - залы заседания советов директоров. Вот где можно узнать по-настоящему много интересного.

Дэвид Лэтроп, директор подразделения Steelcase по стратегии и исследованиям, говорит, что сенсорные датчики стоят так дешево, что их могут «ставить где угодно». Он считает, что сотрудникам не следует этого бояться. Напротив, они могут воспользоваться датчиком, чтобы измерить собственную продуктивность.

Защитники идеи измерения всех процессов, происходящих в офисной жизни, считают: эта методика может особо пригодиться в компаниях, где возникают межкультурные конфликты. Такое случается в многонациональных командах или в ходе поглощения одной компании другой.

Где это работает

Однако далеко не все эксперты уверены в том, что использование технологий мониторинга сотрудников может серьезно увеличить производительность труда в компаниях. Тереза Амабиле, профессор и директор исследовательского центра Гарвардской школы бизнеса, говорит, что мониторинг может дать как «очень позитивный», так и «очень негативный» результат. Все зависит от корпоративной культуры компании.

Технологии слежения однозначно работают в офисе, где царит атмосфера «психологической безопасности», как называет это профессор Амабиле. Если люди чувствуют, что им позволено экспериментировать, ошибаться и учиться на своих ошибках, то им захочется узнать, как они действительно расходуют свое рабочее время. Технологии мониторинга им в этом помогут. Но Амабиле призывает не доверять технологиям слепо, так как они еще слишком несовершенны. «Конечно, есть опасность того, что технологии мониторинга превратятся в нашем сознании в нечто подобное серебряной пуле, которая может убить любого оборотня», - предостерегает она.

Лью Молтбай, президент американского института по защите прав трудящихся, полагает, что электронный мониторинг может стать «очень ценным инструментом для работодателей». Но сами сотрудники пока еще не поняли, что превратились в подопытных кроликов.

Однако даже компании, вовлеченные в сбор информации о сотрудниках, считают, что нужно определить рамки использования полученной информации. Профессор Эндрю Найт из Вашингтонского университета в Сент-Луисе работает с данными, собранными Evolv и Sociometric Solutions. Он изучает проблемы поведения сотрудников в офисе. Профессор говорит, что при мысли о постоянном мониторинге ему рисуется угрожающий образ будущего. Он боится, что постоянный контроль лишит человеческие отношения в офисе естественности и искренности. А превращать людей в роботов совсем не хочется.