Статья опубликована в № 3535 от 24.02.2014 под заголовком: Правила игры: Зачем нам сочинение

Правила игры: Зачем нам сочинение

К 1 марта Минобрнауки РФ должно представить президенту свои предложения по разработке новых образовательных стандартов относительно знаний по русскому языку и литературе и по возвращению в школьные программы сочинения как формы выпускного экзамена.

Российская школа живет без сочинения пять с лишним лет. Когда нет обязательного экзамена, нет и необходимости постоянной практики при подготовке к нему. А последствия этого очень заметны уже среди студентов и молодых специалистов. Приведу пару примеров из личного опыта.

За прошедшие годы Европейский университет создал обязательную интенсивную программу по изучению английского языка для всех студентов магистерских программ. В то время как прогресс студентов в устной коммуникации не заставил себя ждать, письменный английский продолжает страдать. Новые курсы по так называемому academic writing ситуацию не улучшают, поскольку реальная проблема - это умение студентов письменно выражать мысли на своем родном языке. Лечить это нужно не объяснением логики построения абзацев на английском, а возвращением сочинения как экзамена в школе.

Другой пример - это деловая коммуникация. Пара знакомых европейских хедхантеров в Петербурге постоянно жалуются на безграмотное письмо молодых специалистов. Другой мой знакомый, молодой талантливый экспат в Goldman Sachs в Лондоне, не имея под рукой доступа в интернет, раз звонил мне в процессе подготовки письма высокопоставленному чиновнику в правительстве РФ, спрашивая, пишется ли обращение «господин» через «а».

В свое время мы все жутко боялись писать экзаменационные сочинения, предпочитая (если был выбор) диктанты. С одной стороны, потому, что хороший текст пишется лишь тогда, когда материал, лежащий в основе, хорошо знаком и переосмыслен, что не всегда бывало. С другой стороны, потому, что оценка творческой работы всегда субъективна, а если на кону стоит награда в виде золотой или серебряной медали, то появляется возможность коррупции.

Однако полезность полученных навыков письма начинаешь в полной мере осознавать на практике, когда, например, английский босс на работе в банке тебе говорит: «Любой e-mail должен быть кратким и хлестким, это легко сделать, если в школе сам писал сочинения». У англичан, впрочем, в школе с этим тоже проблемы. Поэтому одни университеты, например Оксфорд, нещадно заставляют бакалавров все три года писать essays по 20-30 страниц в неделю. Другие, например Лестер, учат писать executive summary к любой курсовой работе, что-то вроде краткого изложения основных результатов без технических подробностей.

Чиновникам Минобрнауки стоит использовать некоторые идеи из курсов academic writing и для обучения в школе: нужно учить не только писать сочинения по русской классике, но также связные и логичные тексты по результатам любой контрольной, будь она по математике или по физике. Спасибо за это потом скажут и сами бывшие школьники, и университеты, где они будут учиться, и бизнес, который их возьмет на работу.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать