Мелодический класс


Большой театр продолжает удивлять: участники Молодежной оперной программы спели изысканную камерную программу «мелодий» французских композиторов.

Концерт в Бетховенском зале стал итогом мастер-классов, которые провела Ирина Катаева-Эмар. Русская пианистка, ставшая француженкой, оказалась идеальным проводником французской культуры на русскую почву. Жанр «мелодии», введенный в практику Берлиозом и культивируемый композиторами доселе, предполагает тесную взаимосвязь музыки и слова. В концерте можно было услышать, как развивалась традиция через Дебюсси к Равелю и как затем впоследствии она разделилась, одним рукавом приведя к Мессиану, другим - к Пуленку.

Ирина Катаева-Эмар не только позанималась с молодыми артистами и сама сыграла часть программы на рояле, но и прочла публике подробной экскурс по истории жанра и его героев, а главное - подала пример аутентичного восприятия: если кто-то в зале не понимал деталей сюжета и оттенков настроений, по лицу пианистки и ее мимике о них можно было легко догадаться.

Результатом стало уверенное исполнение молодыми певцами пяти циклов в диапазоне от крепкого ученического уровня до вполне зрелого. В Молодежной программе есть подающие надежду голоса - такие как тенор Арсений Яковлев - и уверенные мастера - как сопрано Кристина Мхитарян, обладающая приятным тембром и артистической харизмой. В последнем номере появилась и недавно дебютировавшая на основной сцене Ольга Кульчинская, подкупающая свежестью голоса, музыкальностью и стилистической органикой.

Сегодня, похоже, в прошлое отходит установка на узкий репертуарный профессионализм. Конечно, всегда будут нужны, к примеру, именно вагнеровские голоса, но становится понятно, что артисты растут как артисты, если осваивают разные стили, эпохи, языки и традиции. Вот и программы, подобные французской «мелодии» в Большом театре, скоро перестанут быть приятными исключениями из правил.