Страшные сближения

В двух концертах Госоркестра Владимир Юровский лишал классику XIX века статуса классики, сближая ее с кровоточивыми произведениями ХХ века
Владимир Юровский изложил истории о судьбах и надеждах мира/ Д. Абрамов/ Ведомости

Центральными экспонатами двух программ Юровского и его оркестра стали Немецкий реквием Брамса и Девятая симфония Бетховена. Каждого из этих сочинений хватило бы на целый вечер - однако Юровский добавил к ним другие опусы: соответственно Бернда Алоиза Циммермана и Арнольда Шенберга. Получились две истории - обе о том, как неспокойная душа, презрев условности, обращается к человечеству.

Первая из них была рассказана словно от конца к началу. Немецкий реквием Брамса, сочиненный на тексты из лютеранской библии в отрыве от латинского канона, полон исповедального напряжения, но все-таки утверждает гармонию человека с миром - здешним и горним. Чисто настроенный Госоркестр и Хор Академии хорового искусства, в котором басов и теноров поменяли местами, исполнили партитуру добротно, хотя и напряженно. Сольные партии спели Миа Персон и Дитрих Хеншель. На разогреве ансамбль старинных инструментов Alta capella вместе с тромбонами Госоркестра и небольшим составом хора сыграли два мотета Генриха Шютца - часть немецкой культуры XVII века, на которую ориентировался Брамс.

А в первом отделении прозвучал опус 1970 года с текстами из Ветхого завета и Достоевского вперемежку: катастрофическое мироощущение, в нем выраженное, его автор, Бернд Алоиз Циммерман, подтвердил выстрелом в себя через пять дней после сдачи партитуры заказчику - оргкомитету мюнхенской Олимпиады. «Экклезиастическое действо» - образец тексто-музыкальной композиции. Речами Великого инквизитора и библейского проповедника публику пугали актер Евгений Цыганов, композитор Андрей Семенов (по-русски) и певец Дитрих Хеншель (на языке оригинала). Что касается музыки, то Госоркестр и расставленные по балконам тромбонисты на совесть воплотили ее топорную плакатность (девушка из группы ударных даже получила от маэстро букет), а убойным местом стал финал, где знаковый хорал Баха «С меня хватит» обрывается подобием выстрела.

Вторая программа оказалась смягченным повторением давнего проекта, в котором дирижер Михаэль Гилен исполнил шестиминутную кантату Шенберга «Уцелевший из Варшавы» внутри Девятой симфонии Бетховена - непосредственно перед финалом с «Одой к радости». Юровский дал «Уцелевшего» встык перед началом симфонии: терпкие краски оркестра, интонация чтеца и хор идущих на смерть евреев образовали куда более емкое высказывание, чем шумный опус Циммермана.

Девятая прозвучала в оркестровой редакции Густава Малера - и это была российская премьера! Вариант для большого состава, утяжеленный дублировками и даже дописанными контрапунктами, был прочитан Юровским неожиданно графично, сдержанно и сплошь в деловитых темпах.

Героем обеих программ стал Дитрих Хеншель, исполнивший также и сольную партию баса в Девятой симфонии, и англоязычную строчку чтеца в «Уцелевшем из Варшавы». В артисте будто персонализировался тот совестливый современный человек, в чьем сердце сопрягаются волнения о мире художников прошлого и тревоги сегодняшнего мира.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).