Кто нанимает чемпионов

Ежегодно десятки тысяч молодых россиян принимают участие в чемпионатах по решению бизнес-кейсов. Но далеко не все работодатели готовы принимать на работу молодых сотрудников в зависимости от их результатов на таких чемпионатах
А. Таранин

В начале марта 2014 г. в московском офисе McKinsey стартовал очередной чемпионат по решению бизнес-кейсов среди студенческих команд, рассказал партнер компании Владимир Чернявский. Это не первый подобный опыт, подчеркивает он. В последние пару лет проведение подобных чемпионатов или олимпиад завоевывает все больше приверженцев среди работодателей из самых разных отраслей экономики. И популярность этого метода проверки способностей и навыков молодых людей будет только расти, прогнозирует Чернявский. Решение близких к реальным бизнес-кейсов позволяет студентам и выпускникам развить практические и вполне востребованные у работодателей бизнес-навыки, утверждает он. Работодатели, в свою очередь, могут проверить наличие таких навыков у потенциальных соискателей.

Уже сейчас чемпионаты по решению кейсов можно назвать массовыми: в 2013 г. в аналогичном состязании того же McKinsey приняли участие 1626 молодых людей из более чем 13 вузов, рассказал Чернявский.

Десятки тысяч конкурсантов

Национальная лига кейсов Changellenge проводит 15 различных чемпионатов по решению кейсов в России и Казахстане, рассказал ее основатель Андрей Алясов. Десять чемпионатов по решению кейсов проводятся на региональной основе, еще пять - по заказу клиентов, крупных российских и международных компаний, таких как Microsoft или «Газпром-нефть». В самом крупном всероссийском чемпионате принимает участие около 6000 человек, а суммарно через систему Changellenge проходят до 30 000 молодых человек ежегодно. Большинство из них, утверждает Алясов, участвуют в конкурсах не ради призов, а с целью личностного развития. Чемпионат устроен так, что в течение 2-3 недель участники проходят почти полноценную стажировку: с постановкой сложных, но реальных задач, с дедлайнами, с обратной связью от организаторов и, наконец, презентациями, которые нужно защищать перед представителями потенциальных работодателей.

Близко к реальности

Структура чемпионата McKinsey почти полностью повторяет основные этапы работы консультанта над проектом, а бизнес-кейс, который предлагают решить студентам, максимально отражает реальность, рассказал Чернявский. Например, в чемпионате 2014 г. участникам предложено сформулировать возможные пути дальнейшего развития одного из российских моногородов (Сегежа, Республика Карелия) и его градообразующего предприятия (Сегежского ЦБК). От команд, участвующих в состязании, ожидают точной оценки социально-экономической ситуации, выявления основных проблем города и его предприятий и формулировки рекомендаций. Условия работы команд максимально приближены к реальным, утверждают консультанты. Основная работа проводится в «домашнем» офисе, но предусмотрены и несколько очных встреч с экспертами и клиентами, роли которых исполняют сотрудники McKinsey. Презентации команд должны содержать не более 10 слайдов, в том числе заглавную и финальную страницы.

Требуется личная смелость

В московском офисе The Boston Consulting Group к навыкам решения кейсов относятся гораздо спокойнее, рассказала партнер и управляющий директор Ирина Гайда. Собственного чемпионата по решению кейсов в BCG не проводят, но победители и призеры подобных соревнований привлекают внимание рекрутеров. Сам факт успеха в подобных соревнованиях засчитывается соискателю в плюс, но решения о найме в компании принимают, взвешивая множество факторов, рассказала Гайда. Успех на чемпионате кейсов может говорить о натренированности справляться именно с такого рода задачками, рассказала она. Решив несколько десятков кейсов, не так уж и трудно научиться зарабатывать очки, но это ничего не говорит о других способностях кандидата. Например, по словам Гайды, личная смелость, умение не тушеваться, когда давят авторитетом, глубоко и всесторонне анализировать проблему и отстаивать свою точку зрения решением стандартных кейсов практически не тестируются.

Если студент или выпускник не занимался решением кейсов, то ему будет крайне трудно показать на чемпионате или олимпиаде сколь бы то ни было интересный результат, рассказывает Алясов.

Побеждают в конкурсах те, кто специально к этому готовится. Если до 2010 г. региональные команды практически никогда не занимали приличных мест в чемпионатах Changellenge, то в 2011 г. и 2012 г. уже начали пробиваться в финал, а в 2013 г. сразу две региональные команды (одна из Санкт-Петербурга, другая из Новосибирска) стали победителями всероссийских чемпионатов, рассказал Алясов. Примерно такая же динамика и у российских команд на международном уровне. В международных конкурсах российские команды начали участвовать на достойном уровне относительно поздно, в 2012 г., рассказал Алясов. Но уже сейчас россиян (наряду с европейцами и американцами) принято причислять к фаворитам таких конкурсов, как, например, Henkel Innovation Challenge, Unilever Future Leaders League или KPMG International Case Competition.

Кейс перед стажировкой

Бизнес-кейсы используются в качестве одного из этапов отбора молодых специалистов для стажировки в «ВТБ капитале», рассказала Наталья Никифорова, руководитель департамента по работе с персоналом Банка ВТБ. Наиболее прогрессивным способом отбора потенциальных кандидатов для работы в банке считают традиционные стажировки, подчеркнула она.

За три прошедших года банк получил около 5000 заявок, стажерами же смогли стать 162 человека. Отбор кандидатов осуществляется в несколько этапов, рассказала Никифорова. На первом сотрудники департамента по работе с персоналом проводят интервью по компетенциям с целью выявления мотивации и интереса к инвестиционному бизнесу. На следующих этапах кандидатам предлагают пройти несколько тестов, математических и вербальных. Используется методика Talent Q, разработанная одноименной британской компанией. Успешные кандидаты, по словам Никифоровой, набирают не меньше 95 баллов из 100 возможных. Это очень высокий показатель, утверждает она. Лишь на следующем этапе соискатели позиции стажера принимают участие в решении бизнес-кейсов и проходят панельные собеседования с представителями бизнес-подразделений.

Кандидатам, успешно прошедшим все этапы испытаний, предлагается оплачиваемая стажировка в офисах «ВТБ капитала» в Москве или Лондоне, рассказала Никифорова. Тем же, кто успешно пройдет 12-месячную стажировку, банк готов сделать официальное предложение о работе. Пока такие предложения получили 77 стажеров, уточнили в инвесткомпании.