Компания недели Черномор-нефтегаз


Во вторник вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев объявил, что компания «Черноморнефтегаз» (ЧНГ) будет продана с аукциона. ЧНГ - первый и один из ключевых активов Крыма, о продаже которого после присоединения к России сообщили местные власти. Если верить вице-премьеру, крымская нефтегазовая компания едва ли не самый привлекательный и перспективный актив полуострова. Наряду с туризмом нефтегаз может превратить Крым из дотационного региона в доходный и сделать его экспортером сырья. Объявление конкурса предполагает наличие множества претендентов. Мы привыкли, что в России, частью которой стал Крым, за новые нефтегазовые активы разворачивается острая борьба, прежде всего между «Газпромом» и «Роснефтью».

Формально только они могут претендовать на ЧНГ, так как компания ведет добычу на шельфе - по российским законам это разрешено лишь госкомпаниям. Но «Роснефть» своих претензий на актив не высказывает, а собеседники «Ведомостей» в «Газпроме» угрюмо признают, что газовый концерн пока единственный кандидат и, похоже, таким останется.

На самом деле ничего, кроме проблем, ЧНГ новому владельцу не принесет. ЧНГ ежегодно добывает 2 млрд куб. м газа (0,4% от добычи «Газпрома»), запасы компании незначительны, среди активов - четыре буровые, две из которых сильно устарели, ПХГ на 1 млрд куб. м, небольшой флот и трубы от месторождений до материка. Стоимость всего этого оценивается в $1-2 млрд. Компания убыточна.

Весь газ, добываемый ЧНГ, идет на снабжение Крыма, и ожидать, что цены там позволят зарабатывать, не приходится. В целом в этом нет ничего необычного, нерентабельным «Газпром» считает весь внутренний рынок России, и еще один новый регион погоды не сделает. Но реальная цена крымской компании может оказаться для «Газпрома» слишком велика. Министр юстиции Украины уже пригрозил, что за отнятые Россией активы в Крыму Киев оставляет за собой право возмещать ущерб за счет российских активов на Украине и в Европе. Угроза санкций со стороны ЕС в поддержку Киева в этом смысле дает большое поле для деятельности не в пользу газового концерна.

Наконец, «Газпром» может понести и прямые финансовые потери. «Нафтогаз» требует от ЧНГ через суд Крыма вернуть долг в $1,2 млрд. Учитывая, что сам «Нафтогаз» должен «Газпрому» около $1,8 млрд за газ, украинская компания за крымский актив может потребовать снизить свой долг втрое.

Относительно легитимной в глазах Европы работу «Газпрома» в Крыму могут сделать его западные партнеры. Такие компании, как Eni, EdF, являются участниками СРП, которые перешли от Киева под юрисдикцию Крыма. Подписание еще одного СРП с участием Exxon, Shell и румынской Petron остается под вопросом. При этом Shell - стратегический партнер «Газпрома» в России - от участия в нем уже отказалась. Остальные компании пока хранят молчание. Но даже их дальнейшая работа в Крыму обрекает «Газпром» на долговые претензии «Нафтогаза» и, как минимум, новые упреки со стороны ЕС, который остается главным рынком концерна.